Управление проектами.РУ

Управление проектами.РУ
Сообщество тех, кто умеет или хочет научиться
хорошо управлять проектами
14 июня 2017 Немножко психологии Переводы, рецензии, отзывы
0

Про информационное утомление

Юлия Бажанова
Редактор проекта, РМР, ICP-PPM




В прошлом году на Analyst Days – 5 поднималась тема информационной усталости и того, как с ней бороться. Некоторые моменты из моего конспекта этого доклада под катом, часть рекомендаций опробована на себе.

Что такое информационная усталость вообще? Мы все работаем в условиях не просто большого, а огромного потока информации со всех сторон (тут было много статистики, но ее опустим). Справиться с этим объемом не под силу никому, но кто-то умеет «фильтровать» контент, а кто-то буквально заболевает и не может эффективно работать.

Какая тут эффективность, когда в почтовом ящике 140 непрочитанных писем (и 200 неотвеченных), в вотсапе 30 сообщений в 5 чатах, в инстаграмме новые фото с полезной низкокалорийной едой от любимого автора, а в фейсбуке интересное обсуждение грядущей конференции по управлению проектами. А, да, и в почтовом ящике пачка рекламок, а в метро бодрый голос рассказывает о планируемом субботнике ко Дню победы. И вроде бы все по делу, а оперативная память кончилась.

На фоне этого даже появился новый термин «личная информационная эффективность», то есть способность выявлять из информационных потоков полезную информацию и исключать остальную.

Волшебной таблетки для того, чтобы повысить эту самую информационную эффективность и снизить информационное утомление, не существует, но есть рекомендации от автора доклада Екатерины Калининой:

  1. Отключить картинки в браузере. 70% внимания поглощают именно визуальные образы. Если ваша работа на связана с картинками в интернете, то стоит отключить их хотя бы в рабочем браузере и включать кликом (тут гуглим соответствующие расширения для браузеров). От себя: в первый раз меня хватило буквально на 3 часа. Никогда не думала, что картинки – это как наркотик, при открытии любой странички в интернете без картинок я ловила себя на чувстве близком к страху, так как мозг отказывался воспринимать происходящее, а зависимость оказалась почти наркотической. Полностью отказаться от «наркотика» у меня так и не вышло, в итоге я на работе пришла к варианту «в рабочем браузере (IE, дополнительно тормозящий из-за навешенных на него политик безопасности сети) картинки включены, в личном (Хроме) – отключены. Дома – все включены (но дома я редко ноутбуком пользуюсь в будни).». Где-то через две недели поняла, что без картинок мне стало работать комфортнее.
  2. Определить «свой» мусор, ловить себя на «мусорном» контенте. Кажется, что если вы не переходите по ссылкам типа «Сегодня у Львов хороший день» или «Аптеки скрывают, что похудеть можно от дешевого…», то и мусорного контента в вашей жизни нет. Но если ссылка типа «в Москве в 5й раз пройдет парад трамваев» или «в Оружейной палате пройдет показ витражей XIII века из Сент-Шапель» не позволяет пройти мимо – это и есть ваш «мусорный» контент, который вас отвлекает от рабочих задач и перегружает голову. Вроде бы и тема интересная (про культуру), но получать такие новости лучше из специализированного источника и не одновременно с работой. От себя: тут тоже хорошо помогает разделение браузеров на рабочий и личный. А вообще такого рода новости и паблики стараюсь просматривать в метро, это время не жалко, ничего серьезного на коротких перегонах все равно не сделаешь. 
  3. Отключить все уведомления. В том числе в почте, на телефоне, в мессендджерах и соцсетях в смартфоне. На рабочем скайпе ставить статус «не беспокоить», когда занимаешься чем-то, требующим сосредоточенности. От себя: это правило я и так использую, поэтому для меня тут ничего не поменялось.
  4. Избегать информации по нескольким каналам сразу. Это только кажется, что мы такие классные и многозадачные, но в итоге информация из обоих источников воспринимается не полностью, а мозг перегружается. От себя: согласна. Поэтому работаю в наушниках с негромкой музыкой, чтобы не мешал окружающий шум и разговоры коллег. Раньше периодически фоном включала какой-нибудь вебинар, но потом от этой практики отказалась, и теперь обучающие материалы слушаю только в такси, когда нечем заняться, или под физическую работу типа готовки или уборки. На совещаниях тоже стараюсь участвовать и получить максимальную пользу от своего на нем присутствия, а не «отсиживать» и фоном пытаться прочитать какой-нибудь документ, присланный на согласование.
  5. Не использовать информацию как отдых от информации. Например, отдохнуть от насыщенного совещания путем листания инстраграма или фейсбука за чашкой кофе – плохая идея, лучше уж путем прогулки по офису или уборки на рабочем месте. От себя: у меня не получается. Я все равно или начинаю что-то с коллегами по работе обсуждать или почту проверять.
  6. Развивать управляемое восприятие информации, воспринимать информацию равнодушно. Информация, вызывающая эмоции – один из самых больших «информационных вампиров», так как голова тут же забивается, внимание переключается и вернуться в рабочий режим сложно. Конечно, сказать проще, чем сделать, но информацию надо воспринимать именно как факты, исключая эмоциональный окрас. А также желательно помнить, что одна и та же информация может преподноситься очень по-разному в зависимости от цели, и что ее желательно пропустить через фильтр «а какой реакции ждал автор, когда это писал?». Учиться этому долго и тяжело, но необходимо. От себя: иногда получается, иногда – нет, но я учусь. Взять хотя бы эффективного менеджера.
  7. Формировать личное пространство. Обозначить место и время, где вы отдыхаете от информации, будь это дом, утренняя чашка кофе в кофейне возле места работы или ежевечерняя прогулка в парке. Проводить это время одному или с близкими людьми, исключив другие источники информации, кроме разговоров с ними. От себя: у нас дома есть правило, причем образовавшееся само по себе, негласно – никаких сторонних источников, телефонов и ноутбуков (ТВ и радио у нас нет) во время ужина и никаких – за 20 минут до сна. И мне это нравится.
  • Сократить пассивное потребление информации. Пересмотреть группы и паблики, на которые вы подписаны, не читать случайно попавшиеся листовки или не имеющие к вам отношения объявления, не читать комментарии к новостям или в блогах, отписаться от всех ненужных рассылок. Одним словом – максимально исключить все, что не несет пользы или удовольствия. Только настоящего удовольствия, а не как от чипсов (пока ел, было вкусно, а потом – плохо). От себя: отписаться от всего лишнего и не читать спам получается, не читать комментарии к статья – нет. Пока писала статью, ради интереса посмотрела, сколько правил у меня настроено в Яндекс.Почте чтобы автоматом фильтровать ее, раскладывать по папкам и лишний раз не читать. Оказалось, 121 правило. 

Еще автор доклада советовала такой способ «очистки» головы и снижения информационной усталости:

  • Встряхнуться, потянуться;
  • Сесть (спина ровная), направить взгляд на линию горизонта (в офисе это, правда, сложно, но зато есть возможность заодно потренировать воображение);
  • В течение 5 минут считать количество вдохов и выдохов (можно поставить будильник).

От себя: по мне – это просто техника переключения и расслабления, и то, что при этом голова «очищается» от лишней информации – закономерно. Но техника  хорошая, помогает. Я использую, когда понимаю, что день очень напряженный, мой ресурс заканчивается, и еще немного – и я своей же работе начну вредить. В продолжение темы (на отдельный пост это не тянет) –  прошлом году была на тренинге по эмоциональному интеллекту, там предлагали похожую методику “Гора с плеч” для расслабления мышц шеи и плеч – слегка наклонить голову вперед, высоко поднять плечи (до ушей), подержать до максимально возможного напряжения и отпустить (не кинуть, а именно отпустить!). Тоже работает.

В заключение могу сказать, что совсем избавиться от потока информации не получится (и это и хорошо), но сократить его, оставив только действительно важное – вполне реально, хоть и не сразу. Удачи!





комментарии

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: