В данной статье мы рассмотрим основы управления проектами, дадим определение проекта и, собственно, проектного управления, перечислим и опишем такие стадии проекта, как инициация проекта, планирование проекта, реализация проекта и закрытие проекта. А также поговорим о ведении проектов в целом.
Итак, управление проектами. Некоторые называют его project management или проектное управление. Что же это такое?
По мнению авторитетного PMBOK, проект – это некая деятельность, имеющая начало и конец, ограниченная сроком и бюджетом, имеющая фиксированный объем и определенные требования к качеству результата. Но что особенно важно, результат проекта всегда уникален. Например, производство пельменей проектом явно не является, они производятся себе потихоньку и производятся. А вот запуск в производство нового сорта пельменей «С мясом молодого дикого кабана» вполне можно назвать проектом.
Таким образом, управление проектами (ведение проектов) – это деятельность по получению заданного результата с учетом всех перечисленных выше ограничений.
А руководитель проекта – это человек, которому поручено управлять проектом, и который несет ответственность за то, чтобы проект не вышел за описанные выше рамки. Полномочия руководителя проекта обычно не прописаны в должностной инструкции, т.к. управление
проектами – очень «живая» деятельность, правила в которой меняются очень часто, и уж точно – от проекта к проекту. В одном проекте вам, возможно, придется объяснять заказчику, что он хочет, т. к. вы поняли это даже раньше него, а в другом – вам сразу выдадут замечательное техническое задание, и вам останется только проанализировать его, восхититься и отправить в работу (и такое бывает!).
Итак, любой проект имеет 4 стадии проекта (также их называют жизненным циклом проекта):
- Инициация проекта – стадия принятия решения. Вы еще не знаете, как долго и как вообще вы будете делать проект, но уже понимаете, что вы будете делать, для кого и кто за это заплатит. Без понимания того, кто заказчик проекта, кто спонсор проекта, а кто конечные пользователи лучше не начинать.
- Планирование проекта – вы уже понимаете, сколько времени вы будете это делать, чьими силами, сколько времени и сколько денег вы на это потратите, а также понимаете, на основе чего, в конце концов, будут оцениваться и приниматься результаты работы (кем приниматься, мы уже знаем – см. п.1). Также вы уже должны подумать о том, как вы будете управлять коммуникациями, как будет осуществляться мотивация команды проекта, как происходить управление рисками и проч.
- Реализация проекта (иногда это называют исполнением проекта) – собственно, если вы все правильно сделали на предыдущих этапах проекта – инициации и планировании проекта – на этой стадии вам остается только сидеть и наблюдать за исполнением проекта. Все крутится, люди бегают, работа делается, а вы только фиксируете прогресс и занимаетесь коммуникацией и мотивацией команды. В жизни так не бывает в 100% случаях, но каждый раз на этапе планирования проекта в это так хочется верить. Но любой учебник по управлению проектами и любой профессионал в этой области легко и «на пальцах» убедят вас, что это не так. Чтобы снять розовые очки раз и навсегда, достаточно почитать про управление рисками в проектах или посмотреть примеры проектов.
- Закрытие проекта – время подвести итоги. Посмотреть, что вы сделали из того, что обещали. Что не сделали. Что сделали сверх того, что обещали. Убедиться, что заказчик проекта, спонсор проекта и конечные пользователи счастливы (или не очень, что бывает чаще, подробнее можно посмотреть в разделе по мотивации команды проекта). Подсчитать, насколько вы уложились в бюджет и сроки. Получить премию, в конце концов (если в вашей компании это практикуется). Но основное – надо суметь найти время и обдумать и проанализировать полученные уроки, понять, что вы сделали в проекте хорошо, а что могло бы быть лучше. В общем, инвестировать 4 часа в себя.
На каждой из этой стадий руководителю проекта приходится много работать, но больше всего – на стадии планирования проекта. Это – залог успеха всего проекта. Хотя, ясное дело, даже самый хороший план будет просто «административной ерундистикой» в отсутствие адекватных и мотивированных на работу исполнителей « (см. книгу Т.Демарко «Дедлайн»).
Добавить комментарий