Управление проектами.РУ

Управление проектами.РУ
Сообщество тех, кто умеет или хочет научиться
хорошо управлять проектами
11 марта 2013 Все для начинающего РМа
6

Инициация проекта

Юлия Бажанова
Редактор проекта, РМР, ICP-PPM
-->




Инициация проекта – это стадия проекта, на которой выполняется определенный набор работ для его успешного запуска. В частности, происходит четкое определение целей и задач проекта, назначение руководителя проекта, разработка устава, идентификация участников и заинтересованных лиц.

Очень, очень часто этот этап жизненного цикла проекта начинающему руководителю проекта кажется неважным и ненужным. Действительно, о чем тут думать, начальство сказало делать – значит, надо делать. Скорее бежать планировать, например, а то и сразу выполнять. И это одна из самых больших ошибок, какую только можно сделать.

Что именно происходит на этапе инициации проекта в конкретной компании, чаще всего зависит от самой компании. Где-то решение о том, что “проекту быть” уже принято, и нужно только подготовить устав, а где-то именно на этом этапе происходит оценка целесообразности проекта и принимается решение после подготовки устава. Но в любом случае, это та контрольная точка, после которой будет понятно, делаем мы проект или нет, и которая позволяет формально этот проект начать.

Если обобщить, то инициация проекта – это момент, когда еще можно остановиться и подумать, а делать ли проект вообще? Когда еще не затрачены деньги, время и усилия. Когда вашей репутации хорошего руководителя проектов еще не нанесен урон, который потом будет сложно исправить. После того, как устав подписан, а руководитель проекта назначен, что-то решать уже поздно.

Что бы не входило в инициацию проекта в вашей компании, на этом этапе необходимо четко сформулировать и описать основную информацию о проекте, сделать обоснование его целесообразности, описать конечный продукт и результаты проекта. То есть формализовать всю информацию, которая позволит понять, а нужно ли его вообще делать, этот проект. Важно понимать, что причин инициации проекта может быть всего три: сокращение расходов, увеличение прибыли, снижение рисков.

Также стадия инициации проекта – это возможность сделать так, чтобы основные заинтересованные лица понимали, о чем этот проект вообще и какую роль они в нем будут выполнять, не обольщались тем, что вы все сделаете идеально и придете с готовым результатом, и осознали, что чуда не будет, и им тоже придется в этом участвовать.

Вся перечисленная информация кратко фиксируется в уставе проекта, который обычно содержит не более двух-трех страниц. Как написать хороший устав проекта. Устав является первым документом, официально «запускающим»  проект, а также определяющим руководителя проекта.

Так же советую даже в наш век высоких технологий, когда распечатанные документы уже не так популярны и намного проще согласовывать устав проекта через электронную почту, все же хранить у себя распечатанный и подписанный устав. Так надежнее, ну и важность любой бумажки при подписании автоматически повышается в разы.

Как расценивается инициация проекта с позиции менеджера проекта? С точки зрения профессиональной этики именно на этапе инициации он должен честно ответить себе на вопрос, можно ли этот проект сделать в рамках имеющих ограничений по времени, деньгам, ресурсам и проч.? Если уже сейчас понятно, что нельзя, самое время поднять руку и с цифрами в руках объяснить, почему нельзя. Помните, подписывая устав, вы берете на себя профессиональную ответственность за выполнение того, что в нем  указано в рамках тех ограничений, которые там указаны, и с этого момент неуспех проекта – это ваш личный неуспех.

Крайне желательно именно здесь, на берегу, договориться о том, что от вас ждут, как от  руководителя проекта, какие полномочия у вас будут, и как будут измеряться результаты. Это не всегда можно внести в устав, но нужно хотя проговорить этот вопрос со спонсором, чтобы не осталось недопонимания.

Пример инициации проекта из реальной жизни

Итак, я живу в квартире уже 15 лет, краска на потолке облупилась, батареи старые и вообще мне некомфортно. И я думаю, что неплохо бы затеять проект “Ремонт в квартире”. Как это будет происходить?

  1. Первым делом я честно отвечаю себе на вопрос “зачем?” и “чего я хочу этим ремонтом достичь”. Не просто “хочу ремонт”, а “чтобы приходить домой, а тут красота и порядок, тогда мне будет психологически комфортнее, а то сейчас у меня прям депрессия сразу начинается”. Или “чтобы через год продавать квартиру, с ремонтом будет выгоднее и продастся быстрее. Или “чтобы старые проводка и трубы не подвели, а то со дня на день залью соседей или пожар будет, всю жизнь потом выплачивать”. Чем более честно я отвечу сейчас, чем проще будет потом. На этом же этапе я спрашиваю других заинтересованных лиц (например, мужа), хотят ли они ремонт, и чего они от него ждут.
  2. Дальше я хотя бы примерно определяю, могу я себе это позволить или нет – смотрю на свои депозиты, прикидываю, сколько это все будет стоить, соотношу количества потраченных денег с получаемой выгодой (если квартира с ремонтом подорожает на 1 млн., а в ремонт нужно вложить 2 млн. – то нафиг такой проект). Решаю, делать вообще проект или нет. Если нет, то забываю о нем или смотрю, какие альтернативы у меня есть (например, сделать чисто косметический ремонт за 200 тыс. рублей, чтобы квартира на фото в объявлении хорошо смотрелась, а коммуникации не менять, все равно никто не узнает, что они плохие).
  3. Если решено, что делать надо – думаю, какие есть ограничения по срокам (на время ремонта пустят пожить родители, но не больше чем на 4 месяца, потом к ним брат с женой приедут), по деньгам (надо уложиться в 1,5 млн. вместе с мебелью и кухней), по ресурсам (кто будет делать, сами или фирму какую-нибудь возьмем). А еще думаю, кого этот проект затронет, и не нужно ли его с ними тоже согласовать (например, местный ЖЭК как раз через пару месяцев планировал замену общих коммуникаций, чтоб не вышло, что они весь мой ремонт разнесут),  и в каком окружении он будет проходить (в городе нет ни одного магазина стройматериалов, придется все из соседнего города возить).
  4. Решаю, кто будет руководить всем этим процессом и какие у него/нее будут полномочия. Если это буду я – договариваюсь с мужем, что все покупки более 50 000 руб. буду согласовывать с ним (все, что мельче – разбираюсь сама), и что могу рассчитывать, что минимум 3 дня в неделю я могу от него требовать, чтобы он занимался ремонтом.

После того, как я все это придумала-посчитала-прикинула, я все это аккуратно записываю в один документ, проверяю на адекват и решаю, готова я за это взяться и беру ли на себя ответственность сделать все в срок и в бюджет, учитывая все существующие факторы. Если да, то подписываю бумажку, даю ее же на подпись мужу и родителям, и вуаля – проект начат!

Вот как-то так. Помните, что пропуск стадии инициации и начало работ без формальных полномочий и подписанного устава – ошибка, которая в 99% случаев приведет к перерасходу денег, трате времени и не улучшить вашу карму, как руководителя проекта.





комментарии

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

6комментариев

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: