Вопрос, вынесенный в заголовок поста – это, наверное, самый популярный вопрос из тех, что мне присылают через сайт. Долго не доходили руки до внятного вдумчивого поста, и вот, наконец, дошли. Итак, как же все-таки стать руководителем проектов?
Наверное, я не открою ничего нового, но все-таки постараюсь написать и как-то показать на собственном примере “как это было”.
Первое, что нужно сделать – определиться со своей мотивацией. Что стоит за фразой “быть руководителем проектов” для вас? В вашей компании это часть органического роста специалиста, и если вы из аналитика или разработчика не стремитесь в РМы – вы унылы и неперспективны? Вы считаете, что это “стильная-модная-молодежная” профессия, а уметь там ничего не надо? Вы слышали, что РМам много платят, особенно если получить сертификат? Вы всегда хотели командовать людьми, и это отличная возможность?
К сожалению, все вышеперечисленное и его бесконечные вариации – это путь в никуда и вообще тупик. Разочарую, но хороший специалист чаще всего зарабатывает больше руководителя проекта, уметь там надо много всего (а особенно – принимать решения и брать за них ответственность). Если говорить про перспективы – то за рубежом, в отличие от хорошего разработчика, вас никто не ждет и вряд ли когда-то будет ждать (по крайней мере в ИТ, там своих хватает). Да и покомандовать не выйдет, так как либо вы работаете на стороне подрядчика в проектной организации (и вами командует заказчик, а если вы все совсем плохо изначально построили – то и вашими людьми тоже, которые к тому же вам линейно не подчиняются) либо на стороне заказчика в 99% случаев в матричной или, если совсем не повезет, функциональной структуре, где власти ноль, а ответственность вся на вас. Не передумали?
Если нет, то вот примеры хорошей мотивации – вам нравится организовывать работу людей, вы любите динамично меняющуюся рабочую среду, вы “непроцессный” человек, и хорошо работаете именно на результат, в процессе вам скучно и грустно, вы хотите вести людей за собой за счет личной харизмы, а не приказа генерального директора, вы хотите создавать что-то новое и проч.
Для тех, кто знаком с методологией оценки личности по DISC – на мой взгляд, идеальные РМы – это D, DC и DI, и опыт подсказывает, что остальным типам личности в проектах скучно, страшно и грустно.
Для меня в свое время мотивацией переквалифицироваться в РМа стало то, что сидеть и писать код на C# мне было скучно, не хватало общения с людьми, вызова, организационной работы и динамики.
Во-вторых – нужно определиться с отраслью. Я вот со страхом смотрю на то, что сейчас появились целые университетские программы по управлению проектами, не привязанные ни к какой отрасли. Это настолько бессмысленно и беспощадно, что просто слов нет. Управления проектами самого по себе не существует, и PMBOK вам тут не поможет. Необязательно быть супер-пупер-специалистом в какой-то среде, но либо бы работаете в ИТ, либо в стройке, либо в маркетинге и проч. Руководитель проекта обязан хорошо разбираться в своей отрасли, чтобы адекватно оценивать риски, трудозатраты, цены и проч.
Переход из отрасли в отрасли возможен, но сложен, долог и дорог. Например, несмотря на PMP, блог, два ремонта в новостройках и прочие плюшки – проект строительства многоэтажного дома я потяну разве что в роли администратора проекта, и то вряд ли сразу буду в ней эффективна. Но при этом данный пункт часто понимается HR превратно, когда на внедрение системы, скажем, управления поездками, начинают искать PMа “обязательно делавшего такой же проекта в компании такого же профиля”. Все-таки отрасль – понятие более широкое, в данном случае – им вполне подойдет грамотный руководитель ИТ-проектов, даже если он до этого внедрял только программное обеспечение в банках.
Мне везло, всегда попадались хорошие руководители, понимавшие, что “идеального РМа, уже сделавшего точно такие же проекты, которые мы тут будем делать ближайшие 5 лет” не существует. Да и вообще адекватных руководителей больше, чем кажется, на мой взгляд.
В-третьих – смириться с тем, что оставаться специалистом и при этом быть профессиональным руководителем проектов не выйдет. Или-или. Либо вы разрабатываете, либо руководите. Первые пару лет возможно некое совмещение, но выбор делать все равно придется, так как со временем эти два стула будут все больше отдаляться друг от друга. Если не сделать его вовремя – то вы закончите плохим специалистом и очень плохим РМом, а оно вам надо? Если вы не готовы расстаться с мыслью, что писать код вы теперь будете только дома под пиво в качестве развлечения – дважды подумайте, становиться ли руководителем проектов.
Я где-то полгода тащила это “чемодан без ручки”, пытаясь оставаться и аналитиком, и совершенствоваться как РМ. Не вышло. И да, если в компании такое совмещение принято – то при достижении определенного уровня компанию придется поменять, если вы хотите развиваться.
Если первые три пункта не отбили у вас желания стать руководителем проектов, то четвертый пункт – это ознакомиться с теорией (пока у меня не дошли руки сделать подборку книжек, но гугл по запросу “книги по управлению проектами” предложит достаточный выбор). Как минимум можно начать с “Цели” Голдратта, двух-трех вебинаров про проектное управление и “Проекта Феникс” (чтобы понять, сможете ли вы выжить в этой среде перманентного стресса). Если толстые книжки не пугают – то можно и PMBOK попробовать прочитать, если осилите и разберетесь – это будет огромным плюсом (советую в процессе чтения перерисовывать его в форме MindMap для наведения порядка в знаниях).
Специально для начинающих ИТ-специалистов – не стоит на этом этапе вникать в нюансы всякого аджайла, достаточно классического подхода, чтобы сохранить психику в целости и сохранности.
Жаль, поискала, но не смогла найти фото своего ватмана со схемой тогда еще еще 3го PMBOK, который я когда-то рисовала еще в общаге, прямо ностальгия нахлынула. Когда руками рисуешь, а не в компьютере – какая-то нежность появляется, даже к таком монстру, как PMBOK.
После того, как книжки прочитаны – можно попробовать сделать небольшой проект с соблюдением всех канонов управления проектами, даже если они вам кажутся избыточными на этом этапе. Если вы еще учитесь – можно сделать хотя бы сайт факультета или организовать выезд группы на Селигер, например. Если работает – то попросить у руководителя какой-нибудь небольшой проект (а такие всегда есть, поэтому он будет рад, скорее всего, спихнуть с себя лишнее), и тоже его сделать. Если на этом пятом шаге желание быть руководителем проекта все еще живо – поздравляю, вы на финишной прямой.
Мне когда-то после этой просьбы доверили проект по оптимизации формы ввода данных для специалистов нашего контактного центра, и это было очень круто и интересно! Я, по-моему, месяца три ночевала на работе, успела достать весь колл-центр, но в итоге скорость ввода данных в новую форму выросла на 40% по сравнению со старой, за чем и последовал мой официальный переход на должность РМа. Кстати да, не забудьте обговорить ожидаемые результаты проекта, что бы потом не было вопросов.
Ну и шестой шаг – найти работу руководителя проектов. Опять же, если вы сделали проект на работе – можно поговорить об этом с руководителем, постепенно начать брать на себя все более сложные задачи и потихоньку расти. Если вы делали проект “в ящик” – самое время его достать, обновить резюме, подчеркнув в нем то, что выделит вас именно как РМа, и подготовиться к собеседованию. Пока ищете работу – по возможности сделать еще несколько проектов и почитать еще книжек. А также подготовиться к тому, что стресса и динамики в жизни теперь будет гораздо больше.
К сожалению, если вы переходите с позиции специалиста – на данном этапе возможно снижение уровня доходов, так как вы были очень хорошим специалистом, но пока еще не очень хороший РМ. Но все в ваших руках!
Я в свое время при переходе с позиции аналитика потеряла процентов 20 в зарплате, так как до этого мой KPI складывался из моей личной производительности, а теперь – из производительности всей команды, где отнюдь не все были мотивированы так же сильно, как и я. Восстановление до прежнего уровня заняло месяца четыре, через год доход практически удвоился.
Ну вот и все, если вы дочитали до этого пункта и все выполнили – вы теперь РМ. Поздравляю!
Важно! На каждом шаге желательно возвращаться к п.1, проверяя себя на то, что мотивация все еще сохраняется. Если на каком-то этапе вы ловите себя на мысли “ну зачем все это, а” – может, лучше остановиться и подумать? Я знаю много людей, которые годами работают PMами, как-то случайно туда попав. Работают плохо, не справляются, меняют работодателей, но все равно, однажды ошибившись, продолжают кушать кактус, так как это они умеют плохо, но больше не умеют ничего. Не повторяйте этой ошибки, если это не ваше – то лучше уйти как можно раньше.
Удачи!
P.S. Кстати, если вы твердо решили стать руководителем проектов, но не знаете, как это сделать, или у вас остались вопросы – то ознакомьтесь с нашим большим руководством для тех, кто хочет стать руководителем проектов в IT. 30+ страниц только полезной практической информации “без воды” и конкретные сценарии перехода на новую должность!
Добавить комментарий
14комментариев