Я тут недавно общалась с коллегой и с удивлением услышала от нее, мол, надо же, как у тебя получается привести к конструктивному диалогу заказчиков, которые раньше знали только один способ – через крики, требования и эскалации выше? Я даже задумалась и вспомнила, что сто лет назад в блоге был пост про заказчика, который хочет порулить, и что в целом это вопросы одного порядка.
Если предположить, что вы нормально делаете свою работу, то, скорее всего, заказчик стоит у вас над душой просто из-за переизбытка свободного времени или из-за того, что не до конца понимает, чем вы заняты, и сколько времени это требует, и его это нервирует. Важно понимать, что как младенцев есть один способ показать, что они недовольны или им скучно – орать, так и у взрослых людей это может быть выученным паттерном поведения, и они просто не умеют выразить свои переживания по-другому (причем это не зависит от уровня позиции).
Соответственно, это поведение нужно переключить на что-то более конструктивное, и самый простой способ – занять заказчика делом, чтобы и времени стало меньше, и понимания больше.
Как это сделать?
На ближайшей встрече аккуратно подведите к тому, что да, заказчик прав, в проекте есть определенные сложности, и решить их можно только вовлечением его – самого главного человека в проекте! Пусть пишет требования, готовит инструкции, согласует многостраничные документы, анализирует данные, описывает процессы и что угодно еще! Причем мы же все хотим спасти проект? Вот и пусть делает это в очень, очень жесткие сроки. Можно даже на управляющем комитете это зафиксировать, если отношения уже совсем в край испорчены, но лучше не надо.
На следующих встречах вежливо требуете результатов, говорите о критическом пути проекта, о том, какие задачи зависят от выполненных (или невыполненных) задач заказчика, наваливаете новых срочных и важных задач, которые может сделать только заказчик, и т.д. Все это крайне политкорректно, с громкими переживаниями за судьбу проекта и с фиксацией в протоколе, конечно.
Неделя-две-месяц – и заказчик намного лучше понимает, что происходит, благодарен, если вы что-то берете на себя и говорит с вами не про “кого уволить, чтобы этот долбанный проект уже запустился”, а про “чем я могу помочь вам, а вы – мне, чтобы проект состоялся”.
P.S. Warning! Способ работает с заказчиком, не со спонсором!
P.P.S. Вообще, если один раз принять, что не все взрослые люди умеют в рефлексию – жить становится намного прощу, ну и эмоциональный интеллект в помощь.
Добавить комментарий