Многие почему-то думают, что эмоциональный интеллект – это о любви к людям, восприятии их эмоций как своих и прочих человеколюбивых вещах. А на самом деле он о том, как не реагировать сразу на свою эмоцию или эмоцию другого человека, а включить на долю секунды фильтр, вспомнить о своих целях и действовать сообразно этому, а не слепо нестись на потоке адреналина или кортизола. Вот давайте с этой точки зрения и посмотрим и разберемся, как знания об эмоциональном интеллекте можно полезно использовать в управлении проектами.
Так как тема очень объемная, для первого раза сузим ее до “как использовать эмоциональный интеллект для достижения целей проекта”. Итак, что нужно сделать?
Определить отношения, важные для результата проекта
Это может быть спонсор, главный и самый вредный функциональный эксперт или секретарша генерального директора. Подумайте, если они будут плохо к вам относиться или даже просто не так хорошо, как сейчас – проект сильно пострадает? Если да, то включаем отношения с ними в список важных.
Оценить, насколько вы довольны этими отношениями
Не очень важно как определять, важен процесс размышления. Например, можно по шкале от 1 до 10, или идеально-хорошо-нормально-плохо-ужасно.
Определить, почему ваши отношения такие
Понятно, что о многом вы можете только догадываться, но даже догадки уже лучше, чем ничего. Проще это сделать, конечно, если вы работаете с внутренним Заказчиком, но даже во внешних проектах помогает. Люди проще, чем кажутся.
Смотрите, как человек ведет себя, на какие раздражители реагирует, а на какие нет (тут придется ему эти раздражители подкидывать, но чего не сделаешь ради идеи), на невербальные сигналы (когда начинает нервничать, когда расслабляется, как меняется голос и проч.). Даже если не говорить про проекты, сам процесс наблюдения очень интересен и помогает многое узнать о человеке.
Часто есть желание сказать “да он просто нехороший человек, который всех не любит”, такое тоже имеет место быть, но редко. Как правило, человеком все-таки что-то движет, помимо вредности характера, и это что-то можно вытащить.
Определить цель и составить план
А теперь самое время подумать и записать куда-нибудь, как вы можете повлиять на ситуацию (поддержать отношения на нужном вам уровне или улучшить их), переформулировать в форме цели (можно по SMART или любым другим удобным образом) и составить план того, как вы эту цель будете достигать.
Традиционно возьмем любимый пример с ремонтом.
И в кои-то веки предположим, что я – не заказчик или РМ, а прораб, которому надо наладить отношение со скандальной женой заказчика, которая в ремонте ничего не понимает, но постоянно лезет не в свое дело с “ценными” советами, и вообще дико меня раздражает.
- Отношения важны? Да, важны, а это эта тетка постоянно график срывает своими умными идеями, а мне заканчивать скорее надо, у меня через 5 недель ремонт на следующем объекте уже должен начаться.
- Насколько я довольна нашими отношениями от 1 до 10? Ну на 4ку где-то, все-таки мы с ней не деремся при встрече и друг друга не оскорбляем (но это пока).
- Почему наши отношения такие? О, тут может быть много вариантов. Но самые вероятные – ей хочется поучаствовать и какой-то вклад сделать (начиталась форумов дизайнерских в интернете), а я мешаю, все идеи на корню отклоняю (ну бестолковые они, дизайнеры нарисовали – а реализовать нельзя без танца с бубнами, на форумах-то все хорошо смотрится). Ну и, честно говоря, я считаю, что женщины в ремонте мало чего понимают, поэтому всерьез ее комментарии не воспринимаю, вот она и бесится.
- Цель – сделать так, чтобы ее новые “гениальные” идеи не тормозили ремонт. План такой: все ее идеи буду хвалить, мол, вах, как круто, жаль, из-за технический условий квартиры не получится. Буду обращать ее внимание на то, что именно сделано в квартире под вдохновением от ее идей (мол, сам бы я не додумался!), причем при муже, чтобы он видел ее вклад. Буду с ней списываться в телеграме и обсуждать идеи, которые у нее есть, чтобы у нее было чувство, что она принимает решения, тем более что, честно говоря, не все идеи плохие.
Звучит все это ужасно, кажется, что так ничем другим не будешь заниматься, только планы писать, проектом руководить будет некогда, и вообще это все цинично. Но по жизни достаточно сделать 2-3 раза, потом все это уже быстро складывается в уме, а со временем вообще доводится до автоматизма.
А насчет “цинично” – не думаю, что желание создать комфортную эмоциональную рабочую атмосферу для достижения целей проекта можно считать циничным.
Первые шаги лучше делать с ручкой и бумагой, пользы больше.
Начать делать!
Получится не сразу и не для всех, так как эмоции – штука тонкая, но если не пробовать – не получится точно. Лучше выбрать сначала кого-то одного из сотрудников одного с вами уровня и попробовать планомерно улучшить с ним отношения таким образом. Наступить на грабли, сделать выводы, начать сначала.
P.S. По-хорошему, нужно все это сделать для своей карьеры/эффективности в жизни в целом, но мы тут все-таки про проекты, поэтому на хлеб тренеров по эмоциональному интеллекту и личной эффективности замахиваться не буду.
Расскажите, вы пробовали системно работать с эмоциональным интеллектом? Что получилось в итоге?
Добавить комментарий