Чуть-чуть теории про непредвиденные риски на проекте на основе недавнего личного опыта.
В управлении проектами есть понятие unforeseen risks или (перевод вольный) «риски, которые нельзя предусмотреть». Иногда я слышу мнение, что, мол, руководитель проекта – он для того и нужен, чтобы полностью исключить все риски. Это, конечно, неправда, потому что а) если исключать все риски, это точно будет дороже, чем весь проект в целом; б) этот проект, скорее всего, никогда не начнется.
Задача РМа – это работа с наиболее вероятными или наиболее серьезными рисками, а опыт нужен как раз для того, чтобы эту тонкую границу определить. Однако есть группа рисков, которые нельзя было бы исключить даже обладая неограниченным запасом денег и времени. Это то, что случается настолько редко, что предусмотреть это нельзя, либо вообще возможно только при уникальном сочетании факторов (и, как назло, именно в вашем проекте они будут сочетаться именно так).
Бытовой пример – последний отпуск я провела в США. В Лос-Анжелес я летела через Вену. Чемодан собран, деньги на разных карточках, запас лекарств разложен по сумкам (это по мотивам этой прошлогодней истории), маршрут готов, виза вклеена в паспорт.
На регистрации в Москве на моем посадочном Вена-Лос-Анжелес в углу оказалась пометка из четырех букв S, SSSS. Ну оказалась и оказалась, мало ли что там Австрийские авиалинии на своих посадочных печатают. Свой посадочный я сфотографировать не успела, но выглядит это примерно так (картинка из интернета):
Как оказалось уже в Вене – служба U.S. CBP (Customs and Border Protection), отвечающая за безопасность государственных границ США, ставит такую «метку» либо тем, кто по каким-то причинам кажется им подозрительным (ну, например, если я с американской визой, полученной в Грузии в российский паспорт, лечу из Бейрута в Нью-Йорк с билетом в одну сторону и только с ручной кладью) либо в случайном порядке примерно каждому стотысячному въезжающему (а вдруг повезет?).
Этот SSSS-код (расшифровывается как Seconding Security Screening Selection) означает, что перед вылетом в США у тебя отбирают паспорт, еще раз обыскивают от и до (так меня никогда не обыскивали, вплоть до вытаскивания шнурков из кроссовок) и проводят короткий допрос на предмет того, что ты будешь там делать, где остановишься и проч. Занимает все это около полутора часов и, соответственно, есть достаточно реальный шанс опоздать на самолет (ждать тебя с досмотра не будут).
Можно предусмотреть? Вряд ли, если бы не этот раз – я бы даже никогда не услышала про SSSS-код, хотя в интернете есть парочка историй, похожих на мою. Ради интереса спросила коллегу, летающую туда по 4-5 раз в год в компании с несколькими друзьями – она про такой код даже не слышала.
На самолет, к счастью, мы в итоге успели (шнурки вставляли в кроссовки уже там), но адреналин был тот еще. Так что не все риски, к сожалению, можно предусмотреть и, тем более, исключить. И именно для этого хороший руководитель проекта всегда закладывает в план проекта управленческие резервы времени и денег, пусть даже небольшие.
Если вы хотите узнать больше о рисках и о том, как с ними работать – вы можете приобрести наш большой курс по управлению рисками. Шаблон реестра рисков проекта и чек-лист для идентификации рисков в подарок!
P.S. И, раз уж речь зашла про США, то бонусом – фото из Долины Огня в Неваде, которая пока занимает почетное первое место в моем субъективном рейтинге самых красивых дорог мира:
А у вас какие неожиданности в аэропортах были?
Добавить комментарий