Sunk Cost или Sunk Costs дословно переводится как “утопленные затраты” или “невозвратные затраты”, на русском, наверное, корректнее сказать “понесенные расходы”.
В случае с управлением проектами sunk costs – это те деньги, которые в проект уже вложены (потрачены, “утоплены”). Иногда вместо денег могут выступать те же часы разработки и прочие ресурсы. Почему об этом важно знать руководителю проекта?
Потому что есть широко известное когнитивное искажение, которое называется Sunk Cost Fallacy (“ошибка утопленных затрат” или “эффект понесенных расходов”), когда психика человека отказывается признать и зафиксировать понесенные затраты, “списать” их и двигаться дальше.
Самый простой пример – человек покупает машину с пробегом, и начинает вкладывать в ее ремонт деньги, берет кредиты и проч. Сначала меняет одно, потом отваливается другое, потом надо исправить третье. По-хорошему, надо бы уже понять, что в машину вложено больше, чем она стоила, и если ты финансово не справляешься с ее содержанием – надо продать и купить попроще (или вообще бюджетную, но новую). Но человек продолжает вкладывать в эту, потому что “в нее же уже вложено 300 000 тысяч!”, все глубже погружаясь в кредиты.
В любом проекте возможна такая же ситуация – РМ или заказчик (или в самом печальном случае – управляющий комитет) зубами держится за проект или какую-то фичу, потому что “мы столько денеге и времени инвестировали уже, давайте добьем”. Даже если ни проект, ни фича никому не нужны уже (процессы поменялись, спонсор ушел, технология устарела и больше не поддерживается). В итоге деньги и ресурсы продолжают инвестироваться, команда понимает, что использоваться это никем никогда не будет и закономерно демотивируется, а вместо пользы компания получает очередной “висяк” на балансе.
Вроде бы звучит как сюр, а ситуация очень частая. Признать вслух, что ошиблись с выбором проекта, технологии, с требованиями и проч., что потратили силы и время впустую, очень сложно, и для психики очень болезненно. И хороший РМ увидеть и признать Sunk Costs в проекте умеет, а также – инициировать обсуждение для того, чтобы решить, что делать дальше.
В экзамене PMP, кстати, может попасться вопрос на Sunk Costs, что-нибудь типа “У вас был проект с бюджетом 100 000$, из них вы потратили 80 000$, сделали при этом 10% работы. Сейчас вам надо принять решение о закрытии этого проекта, как нужно учесть потраченные 80 000$? Ответ, понятное дело, никак не учитывать, что потрачено – то потрачено, смотрим только в будущее.
Кстати, sunk cost fallacy хорошо бы видеть в своей повседневной жизни и избегать его. Например, “да я 10 лет отдал этой компании, не могу просто так взять и уйти” – типичный пример эффекта понесенных расходов.
Добавить комментарий