Управление проектами.РУ

Управление проектами.РУ
Сообщество тех, кто умеет или хочет научиться
хорошо управлять проектами
05 мая 2017 Все для начинающего РМа
2

Что такое эскалация в управлении проектами и зачем она нужна?

Юлия Бажанова
Редактор проекта, РМР, ICP-PPM

Забавно, но довольно часто сталкиваюсь с вопросом «что такое эскалация» и «что значит эскалировать» несмотря на то, что это одно из самых базовых понятий как в управлении проектами, так и в менеджменте в целом. Поэтому этот пост (осторожно, спойлер!) будет полон достаточно банальных вещей об эскалации, если вы все об этом знаете – не открывайте. Я предупредила.

Итак, что такое эскалация? Википедия дает универсальное определение – это постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо (например, коррупции во власти, или эскалация войны); наращивание (вооружений и т. п.), распространение (конфликта и т. п.), обострение (положения и т. п.).

Красиво, но связать с управлением проектами сложно, а ведь все очень просто.

Эскалация – это «подъем наверх» конфликта или проблемы, которые вы не можете разрешить самостоятельно  в рамках своей роли или своих полномочий.

В норме процесс выглядит так: участники проектной команды взаимодействуют друг с другом и в случае, если они не могут договориться между собой, или решить какую-то внешнюю проблему самостоятельно – они эскалируют вопрос на руководителя проекта.  Если он может разрешить вопрос – он его разрешает, если нет – эскалирует выше.

Эскалация – это также один из основных инструментов, используемых в ходе управления рисками.

Мои правила эскалации:

  1. Попробовать договориться без эскалации.
  2. Если не удалось – честно предупредить, что раз мы не договорились – я вынуждена эскалировать вопрос на такого-то менеджера, потому что интересы проекта и все такое. После этого чудесным образом в половине случаев договориться удается.
  3. Продумать внятную аргументацию с позиции влияния поднимаемого вопроса на проект и на его результаты/сроки/бюджет и другие ограничения.
  4. Включить в письмо (поставить в копию) или позвать на встречу с руководителем вторую сторону конфликта, чтобы решать вопрос совместно. В случае если вопрос критически важен для проекта – не забыть включить в процесс спонсора проекта, заранее согласовав с ним свою позицию.
  5. Получить результат, помня при этом, что отрицательное решение – это тоже результат. И если, например, мне в ходе эскалации не удалось получить нужный ресурс, это повод отразить это в плане управления рисками и отметить в протоколе, что в итоге влияние на проект такое-то.
  6. Продолжать работать в обычном режиме, не делая выводов типа «все они неправы», «менеджер, не давший ресурс – негодяй», «да делайте тогда сами свой проект, кому из нас это вообще надо» и проч. Эскалация – рабочий процесс, в котором нет места личному восприятию. Хотя некоторые поправки в план управления стейкхолдерами после этого можно внести, так как теперь вы лучше представляете их мотивацию, влияние и проч.

Часто руководители проектов боятся самого слова «эскалация», почему-то считая, что в случае, если они вынесут проблему выше, они продемонстрируют свою некомпетентность, неумение управлять командой и проч. А зря, пока вы не генеральный директор – 100% влияния и власти у вас все равно не будет (да и в случае с генеральным директором тоже), а значит – ситуации, в которых понадобится эскалации, неизбежны. И лучше сделать это раньше, пока проекту не нанесен совсем уж большой урон.

Традиционный пример с ремонтом:

  1. Идет ремонт в новостройке, на объекте работает бригада во главе с прорабом и дизайнер интерьера, осуществляющий авторский надзор за работами. Цель проекта вроде бы одна – сделать так, чтобы вы скорее въехали в свою уютную квартиру, сделанную в точном соответствии с дизайн-проектом. Закупки делают они же.
  2. Ситуация 1: В магазине не оказалось той самой плитки, которая так хорошо смотрелась на визуализации. Неправильно: купить похожую плитку самим или заказать такую же, но ждать ее получения три месяца. Мне ничего не говорить, чтобы я не подумала, что они непрофессионалы, которые не в состоянии справиться с простой проблемой. Правильно: сформулировать, какие есть варианты (для варианта замены плитки – обновить визуализацию) и спросить меня. Типичный пример эскалации, все логично, но заменить плитку на закупку серверов с «не теми» характеристиками – и вот вам потенциальный срыв проекта из-за того, что кто-то побоялся вовремя эскалировать.
  3. Ситуация 2: дизайнер считает, что розетки и выключатели должны быть сделаны ровно как в дизайн-проекте и на его чертежах, а прораб – что часть комплектующих надо заменить, они красивые, но нефункциональные по его опыту в других квартирах. Неправильно: поругаться, считать, что другой – некомпетентен и «просто не умеет их готовить», затянуть конфликт, но мне ни за что не говорить. Тоже неправильно – прийти ко мне по отдельности, «настучать» на непрофессионализм коллеги, попросить принять мою сторону. Я все равно буду слушать обоих, но «на карандаш» сам подход возьму. Правильно: сформулировать, почему будет неудобно пользоваться (возможно, для меня это не будет проблемой?), объяснить, что можно сделать и как это повлияет на проект в целом (придется докупать новые розетки на всю квартиру на 30 000 рублей? задержится срок на 2 недели?), привести примеры и дать контакты людей, у которых с этим комплектующими все работает красиво и удобно.

Несмотря на все, сказанное выше, эскалация – это всего лишь один из множества инструментов для взаимодействия со стейкхолдерами проекта. Если вы хотите лучше работать со стейкхолдерами и уметь на них влиять – то посмотрите наш большой курс по управлению стейкхолдерами. Пакет шаблонов в подарок!

Купить курс за 2990 руб

Подробнее про курс

P.S. Перед новым годом был пост с хорошей картинкой в тему.

комментарии

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

2комментария

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: