Недавно была на закрытой конференции по управлению проектами, в докладе одного из чиновников шла речь о том, что на государственном уровне сейчас идет массовая истерия на тему “нас всех спасет проектное управление, срочное внедряем проектное управление, управляем всем как проектами” и проч. Ниже будет несколько тезисов из этого доклада, которые заставили меня задуматься.
По факту, если вернуться к исходному понятию проекта – не более 20% инициатив, по его оценке, и правда можно назвать проектами и управлять ими как проектами. То, что под это понятие пытаются встроить все процессы государственного управления – неправильно, это искажает ценность управления проектами как такового и превращает его в очередной огромный мыльный пузырь.
В докладе было приведено сравнение с понятием “инновации”, которое активно внедрялось, поощрялось и финансировалось во время президентского срока Дмитрия Медведева (2008-2012). Инновации были повсюду, все решения должны были быть инновационными, даже простое строительство детского сада где-нибудь в Туле.
От себя: я как раз застала пик “инноваций”, учась в 2011 году в Высшей Школе Экономики. Там инновациями, по-моему, называли все, что только можно было – половина предметов имела это слово в названии, оно всячески приветствовалось в квалификационных работах, отовсюду звучало “ах, это же инновация!” или “инновационное заявление нашего декана…”. В общем, воз и ныне там, а это слово у меня до сих пор нервный тик вызывает.
В итоге ценность самого понятия и ценность инноваций как таковых была потеряна, хотя идея была хорошая. И то же самое происходит сейчас с управлением проектами. Ну не должна становиться проектов рутинная процессная деятельности типа составления бюджета города на следующий год, проекты – они для другого.
Некоторые чиновники это понимают, но большинство – нет, так как приказ о проектном управлении сверху дан, а о том, чтобы грамотно выбирать, где его применять – нет. Идет дискредитация понятия, которая в обозримой перспективе может уничтожить управление проектами в России как дисциплину и привести к тому, что его будут воспринимать с такой же скептической улыбкой и поднятыми бровями, как сейчас уже воспринимают инновации.
Пример – это то, что в одной из областей нашей необъятной Родины строительство каждого детского сада (не зря этот пример был вначале) – это проект на уровне правительства области со всеми полагающимися реквизитами: уставами, управлением рисками и проч. Хотя на этом уровне это должен быть исключительно контроль выполнения программы застройки, и не более того. В итоге все рапортуют, что проектное управление идет и спасает мир, штат разрастается, а вот садики почему-то строятся еще медленнее, чем раньше (ну не почему-то, а потому, что телодвижений стало больше).
Единственный плюс во всем этом – это то, что людей, способных действительно грамотно внедрить проектное управление или просто качественно и профессионально управлять проектами – очень немного, и, учитывая активность государства в этом вопросе, в ближайшие годы они будут фантастически востребованы и иметь невероятные перспективы роста.
Тоска, одним словом.
Что думаете? Правда все так печально? Или наоборот, это действительно наш с вами шанс? Или краски сильно сгущены?
Добавить комментарий