Как вы знаете, мои основные проектные ресурсы – это подрядчики, а значит – регулярно приходится читать и изучать коммерческие предложения. За все годы вывела для себя формулу – чем длиннее бессодержательная часть коммерческого предложения (рассказы о компании, списки ее сертификатов, по странице на каждого клиента, фото основателей и проч.) – тем хуже проработано само КП. И наоборот – чем короче общая часть (в идеале – не больше половины страницы) и чем подробнее техническая составляющая КП – тем больше шансов, что люди правда изучили задачу, которую им придется выполнять.
А для людей, у которых в КП из 10 страниц 9 страниц про то, какие они клевые, и 1 – про цену проекта без каких-либо технических подробностей, должен быть отдельный котел в аду (и это реальный кейс).
Состав КП из 10 страниц, на днях полученного от одной из ведущих российских ИТ-компаний, которое и стало триггером написания этого поста:
- Страница с заголовком КП и логотип компании
- Страница про то, что все данные в КП конфиденциальны
- Страница с оглавлением из 4 пунктов
- Страница с введением (это лучшее – текст «Компания Х предлагает услуги <услуга из КП>, просим ознакомиться
- Страница с контактной информацией о продажнике (с фото 1х1 см!)
- Страница «О компании» с копией текста с их корпоративного сайта
- Страница «Наши клиенты» (список с буллетами, без логотипов)
- Страница про то, что решение по КП надо принять в течение 15 дней, после чего оно будет недействительно
- Станица – аллилуйя! – с ценой и сроком. Ни плана (хотя бы теми же буллетами), ни ресурсов, ни рисков.
- Страница с фразой «Спасибо за внимание!» и логотипом компании.
Вот вроде КП – продающий инструмент, а любой потенциальный Заказчик, мягко говоря, будет не очень доволен тем, что его время настолько не экономят. Листаешь-листаешь, ждешь, когда информация появится, а ее нет и нет.
А ведь 1, максимум 2 страницы, было бы достаточно. Особенно – особенно! – если Заказчик с этой компанией работает и все, что ему надо, и так про нее знает.
Не надо так.
К сожалению, хаос на рынке, хаос в отношениях – закономерная ситуация, которую приходится воспринимать как некую «норму». Отсутствие принимаемых всеми стандартов менеджмента, минимальная предпринимательская культура, коррупция, низкое качество обучения управленцев и исполнителей – вот первопричины, на которые наталкивается РМ в своей деятельности. Где-то 80-90% сотрудников работают не по той профессии, на которую они обучались в колледже\институте…и еще множество причин.
На этой территории каждые 40 лет все разносится в хлам – войны, революции, «перестройки», множество людей разговоривает на полууголовном жаргоне, тотально не доверяя власти и вообще любому начальству и т.п. А потом мы ищем мотивированных и добросовестных сотрудников, ага. Борясь с их желанием скорее «забить болт кувалдой» и убежать на перекур. Под боком случай произошел – подрядчик с крыши производственного здания сбросился, оставив записку. На две недели стройка была остановлена – следствие и т.п. В какой риск это возможно было записать РМу? Уж извините за реальность.
Это Siemens, Sony и прочие Koh-i-noor по 70-150-200 лет на рынке.. Вопрос «с кем идем», гораздо важнее вопроса «куда идем», в этом я точно уверен.
Ситуацию потихоньку исправляет обученная, мотивированная молодежь. Еще экспаты помогают, и как бы все пока. Так что наш РМ по определению вообще герой, что выдает продукт при таких непростых условиях 🙂
Отличный комментарий, спасибо! По поводу “под боком случай произошел – подрядчик с крыши производственного здания сбросился, оставив записку. На две недели стройка была остановлена – следствие и т.п. В какой риск это возможно было записать РМу? Уж извините за реальность.” – дурдом, конечно. Но у меня у друга недавно похожая история была, подрядчик в офисе горючей смесью облился и поджечь угрожал. Профессия РМа – она, конечно, про стресс, но не до такой же степени=((
Спасибо за оценку Юлия. С большим удовольствием читаю Ваши посты из «Теория управления проектами, адаптированная к реальной жизни». Узнаю ситуации точь-в-точь и рад согласованности восприятия. Как-нибудь соберусь сам выложить свое видение\опыт профессии на суд коллег, посмотрите, пожалуйста.
Там будет и про опыт слепого копирования штатовских методик, и про особенности работы на нашем рынке и соображения по мотивации персонала. Я из Казахстана, работаю больше двадцати лет в ИТ, есть чем поделиться 🙂
Павел, обязательно выкладывайте, буду очень рада! Все перечисленные темы – огонь, уверена, читателям будет интересно! Тем более Казахстан – с одной стороны близко, с другой – уверена, что есть своя специфика судя по одному знакомому мне проекту внедрения SAP там=))
Эх, дядя Фёдор, неправильно ты подрядчиков нанимаешь)
Неправильно нанимаешь или неправильных нанимаешь?=)) Расскажите, как у вас!