Под катом конспект по мотивам мастер-класса «Анализ проблем и принятие решений», отзыв на который я писала на днях. Вообще мастер-класс был, конечно, про решения не только в управлении проектами, но, так как в аудитории была половина РМов, мы аккуратно свели тему именно к этому. Конспект – это не переписанная методичка, а подборка “заметок на полях”, которые показались мне полезными в ходе мастер-класса, поэтому особенной взаимосвязи между блоками информации нет.
Конспект мыслей с мастер-класса, которые показались мне интересными
Управленческое решение – это искусственное воздействие на естественный ход событий, который не устраивает руководителя проекта.
У каждой проблемы есть симптомы, причина первого уровня (а иногда – и второго-третьего) и корневая причина. И все сложности в процессе принятия решений именно оттого, что эти понятия люди путают.
Три главные ошибки в принятии решений
- Ошибка 1. Сразу делается вывод о причине проблемы, все остальное отметается. А очень важно поймать момент, когда ты вместо поиска причины начинаешь генерировать решения, тем самым, возможно, теряя цепочку.
- Ошибка 2. Придумывается огромное количество причин проблемы, и, вместо того, чтобы выбрать наиболее вероятные и заниматься ими, мы анализируем все подряд, теряя время.
- Ошибка 3. Не используется системный подход, в процессе анализа мы перескакиваем с одного на другое, теряя нить.
Простой алгоритм решения проблемы
Если в проекте есть проблема – то решить ее можно, последовательно сделав следующие шаги:
- Найти расхождение между текущей и идеальной ситуацией.
- Обозначить границы проблемы: что включает, кого затрагивает, где является проблемой, а где нет, когда является проблемой. То есть максимально сузить поле для поиска (но тут важно не перестараться, так как иначе можно упустить корневую причину).
- Найти отличие между идеалом и реальностью.
- Исследовать возможные причины отличий. При поиске задавать себе контрольные вопросы типа «объясняет ли эта причина каждый аспект проблемы?» и «объясняет ли, почему проблемы нет в других ситуациях?».
Важно использовать правильные инструменты на разных этапах. Например, для определения проблемы мозговой штурм не совсем подходит, а вот для поиска причины – вполне.
Виды решений
Люди могут принимать решения, использую один из перечисленных подходов (и часто неосознанно):
- Интуитивное решение.
- Решение из прошлого, по аналогии.
- Рациональное решение
Вопреки расхожему мнению, не стоит стремиться к тому, чтобы все решения были рациональными, это слишком большая трата ресурсов. Стоит иметь какую-то простую схему из 1-3 вопросов, которая позволит очень быстро определить, нужен ли здесь рациональный подход или решение может быть принято с использованием одного из перечисленных подходов. Лучше всего подходят вопросы типа «что будет если…».
Ловушки при принятии решений
При принятии решений в управлении проектом нужно помнить о следующих психологических нюансах:
- Мы часто мыслим стереотипами и сразу выдаем решение. А для нахождения верного решения нужно рассмотреть проблему со всех сторон, обдумать альтернативы, привлечь других людей (не забывая, что у них тоже будут стереотипы, но уже свои).
- Мы хотим сохранить привычное положение вещей и свой статус-кво. А при принятии решения надо вспомнить о целях и подумать, могут ли они быть достигнуты при существующем положении вещей, оценить затраты на изменение положения вещей, выгоды и перспективы, спросить себя, хотели бы вы снова оказаться в текущем положении, если бы была возможность начать сначала И тогда, возможно, ответ будет совсем другим.
- Мы не готовы понести необратимые затраты. А стоит потратить время на то, чтобы осознать, что дальнейшие траты – это только увеличение затрат, учесть потерю мотивации или дальнейшие финансовые потери и проч..
- У нас всегда проявляется доминанта желаемого (искажение информации в пользу желаемого выбора). А желаемое решение не всегда самое лучшее с точки зрения перспективы, поэтому хорошо бы задать себе вопрос «я принимаю это решение потому что оно – лучшее, или потому что оно мне нравится?».
- Мы проявляем излишнюю самонадеянность и переоцениваем свои способности. А надо здраво понимать, сможет мы сделать так, чтобы принятое решение было выполнено, и поставленная цель достигнута.
- И, наоборот, мы любим перестраховываться и снимать с себя ответственность. А чрезмерная осторожность – это часто именно то, что тормозит принятие действительно работающих решений и развитие.
P.S. Я в процессе мастер-класс ностальгически вспомнила курс теории принятия решений при получении первого высшего образования, и особенно – любимую задачу коммивояжера, по которой, кажется, даже в качестве курсовой работы какую-то системку разрабатывала. Это было, конечно, про алгоритмы, а не про психологию, но очень уж интересно, я прямо представляла себе каждый раз этого коммивояжера в кибитке, набитой всяким скарбом, и с усталой старой лошадкой. А вам нравился этот предмет в ВУЗе (если он был в вашей программе)? Почему? Какая задачка была любимой?
Добавить комментарий