У одной моей бывшей коллеги была (и есть) интересная привычка, часто приводящая в ступор незнакомых с нею людей. Лера очень сильный профи в своей области и, видимо, часто, когда она что-то объясняет другим, люди не успевают угнаться за ходом ее мысли и начинают “подтормаживать”. Видимо, она с этим не раз сталкивалась и выработала свой нестандартный метод того, как можно убедиться, что человек ее правильно понял.
Поэтому Лера, заканчивая свои объяснения, всегда заботливо интересуется, глядя в глаза “Ты точно все поняла? Точно нет вопросов? Уверен? Если надо, я могу пояснить еще что-то”. Человек радостно кивает (явно пытаясь воспринять только что полученный объем информации), и тут Лера обычно выдает: “Ну если так – то перескажи своими словами! Прямо сейчас!”.
Пересказать обычно удается немногим, но почему-то никто не злится, максимум – виновато просит пояснить еще раз. Вот это для меня загадка уже не первый год, так как я (особенно на месте Заказчика) точно разозлилась бы.
А вы бы как отреагировали?
Конечно, “Ну если так – то перескажи своими словами! Прямо сейчас!” это как то грубовато, но если человека знаешь не первый раз, то приемлемо. А в целом подведение итогов сказанному и кратное резюмирование договорённостей – это то, чем должно заканчиваться любое деловое обсуждение.
В целом – да, любой более-менее адекватный человек в конце подводит итоги, чтобы обсуждение было для достижения результата, а не для отапливания космоса=)) Вопрос именно в формулировке, с хорошо знакомым человеком – это ок и, как сказали в комментах выше, фан. Но с заказчиком, которого видишь 2-3 раз – по-моему, резковато.