Приход нового человека в команду проекта или в отдел – всегда стресс как для него самого, так и для руководителя проекта и старой команды.
Давайте в двух словах обсудим, что же нужно сделать, чтоб новый член команды как можно быстрее вписался в проект.
Работа с новым человеком
Чтобы новичок быстрее вписался в команду проекта, лучше всего назначить ему куратора (ответственного за него сотрудника), который будет вводить его в курс дела и поддерживать хотя бы первые 1-2 месяца. В идеале куратор – это опытный сотрудник, которому вы готовы доверить новичка. Только надо помнить, что работа с новичком отнимает очень много времени (если делать не “на отвали”, а нормально), и руководителю проекта или отдела надо быть к этому готовым.
Лучше, если куратором будете не вы, а сотрудник на примерно том же уровне иерархии, так человеку будет комфортнее задавать вопросы и говорить, если он чего-то не понимает, с руководителем это будет сложнее сделать. Здорово, если есть возможность куратора за его работу потом поощрить (материально или нет, тем же отгулом).
Однако если вы не уверены в том, что новичку куратор вложит в голову именно то, что нужно, начиная от задач проекта и заканчивая правилами внутреннего распорядка – то ничего не поделаешь, роль куратора придется брать на себя, переучить человека потом уже не получится или будет очень сложно.
Важно не забывать, что для человека новое место работы – это стресс, и и от вас, как от руководителя, и от куратора будет зависеть, насколько быстро человек вольется в коллектив и начнет приносить пользу.
Заметки о работе куратора нового сотрудника из личного опыта:
- Человек должен хотеть быть куратором, делиться знаниями, помогать новичку. Из-под палки эту задачу даже самый старательный человек сделает плохо. Здесь проблем обычно не бывает, сотруднику с определенного уровня развития самому становится интересно структурировать свои знания и передать кому-то.
- Куратор должен быть настроен позитивно, так как мрачные рассказы типа “наконец-то ты вышел, а то мы тут зашивались”, “о, сейчас тебе почту настроят, наконец разберешь те 20 контрактов, которые накопились”, “представляю, как ты обалдеешь от бардака в этом проекте” и т.д. ничего кроме стресса новичку не принесут. У него еще будет время и на стресс, и на 20 контрактов.
- У куратора должен быть чек-лист тех аспектов работы, с которыми нужно познакомить новичка, начиная от принятых правил взаимодействия и заканчивая доступами в нужные информационные системы.
Мой чек-лист для новичка, когда я выступала в качестве куратора, выглядел примерно так:
- Знакомство с новыми коллегами
- Заказ всех необходимых доступов и ПО
- О компании – миссия, годовые цели и наше место в их реализации
- Оргструктура компании от генерального директора до новичка (кратко), основные департаменты и их задачи
- Оргструктура нашего департамента (подробно, с задачами и ролями)
- Процесс постановки и приемка задач
- Процессы работы (от хранения кода до регулярных встреч)
- Правила работы с почтой и мессенджерами (в случае наличия корпоративной специфики)
- Обращение (на ты/на вы)
- Процессы обучения
- График работы, работа из дома, уйти-прийти пораньше и проч.
- Правила выплаты зарплаты, бонусы и доступные социальные плюшки от компании типа йоги или бесплатных обедов (если они были)
- Командировки
- Обед со мной и/или c руководителем в первый день
- Постановка конкретных задач и определение точек контроля
- Регулярная обратная связь не реже раза в неделю (если я как куратор ставлю задачи, если нет – то от руководителя)
- И т.д. уже в зависимости от конкретной роли сотрудника.
Работа со старой командой
Однако новый человек – это хорошо, но РМ или руководитель не должен забывать, что старая команда тоже испытывает стресс, приглядываясь к новичку и понимая, что им с ним теперь работать.
Тут задачи куратора выглядят примерно так:
- Помочь новичку организовать первое взаимодействие (присоединиться к проектным встречам, встретиться тет-а-тет с сотрудниками, с которыми он будет работать в роли исполнителя или заказчика и проч.).
- Обеды вместе с новичком и со всей командой или с отдельными ее членами (в зависимости от масштаба).
- Получение обратной связи от команды и аккуратное донесение ее до новичка
- Помощь в конфликтных ситуациях, если они будут, своевременная эскалация при необходимости.
Работа с самим собой
Про новичка подумали, про команду тоже, а вот про себя любимую? Для вас же новый человек – тоже не подарок под елкой, а стресс по множеству причин, например:
- Чаще всего на 100% человек не оправдывает всех ожиданий (особенно в случае “звездного” собеседования), и это нормально. Но это надо понимать и с этим жить, а не думать “блин, вот я ошиблась-то!”. Корректирующие действия, обратную связь и испытательный срок никто не отменял, конечно, но идеала не бывает.
- Вроде бы понятно было, что человеку потребуется время на “въехать”, но часто для руководителя проекта или отдела становится открытием то, что первое время человек может не то что не приносит пользы, а еще и отнимает кучу бесценного времени у вас и у ценных и перегруженных специалистов, и это бесит. И то, что вы выдохнули, мол, “наконец-то у нас есть ИТ-безопасник” не значит, что в этот момент все проблемы с этим аспектом в проекте исчезнут.
- Сомнения типа “может, все-таки надо было взять ту девочку, а?”. Без комментариев, сослагательного наклонения у жизни и работы нет.
- И т.д.
И с этим стрессом тоже нужно уметь работать, так как срываться на человеке потому, что он не соответствует тому, что нафантазировал руководитель – нехорошо.
Вместо заключения
Мораль: новый член команды – стресс всегда и для всех, но только от руководителя зависит, насколько быстро он включится в работу, вольется ли в коллектив и проч. И в это стоит инвестировать время, это и есть наша работа.
Добавить комментарий
2комментария