Часто спрашивают, зачем люди в компании или где-то еще могут инициировать новый проект и как понять, стоит тратить на него деньги и время или нет. Оставим сейчас в стороне инвестиционный анализ, оценку Net Present Value и прочие сложные вещи, упростим все до всего одного вопроса, который поможет понять, стоит вообще говорить хотя бы о вероятности начала проекта или нет.
В общем случае целей у проекта с точки зрения процветания компании может быть всего три (мы сейчас не говорим о политически ангажированных проектах):
- Повысить прибыль. Если проект в явном виде принесет денег – делать его надо. Если с внедрением CRM системы мы перестанем пропускать момент, когда клиентам надо отправить напоминание о новом платеже по контракту на поддержку на этот год – делать точно надо.
- Снизить издержки. Если проект позволит вместо 50 пачек бумаги тратить ежедневно только 1 пачку, и при этом обслуживание новой системы будет дешевле, чем оставшиес 49 пачек – тоже делаем. Надо только не забывать при этом, что самый большой обман при оценке проекта – это мерять снижение издержек якобы сэкономленным временем специалистов. Если в итоге проекта никто из них сокращен не будет, то это не снижение издержек, это профанация. Ну или в лучшем случае это цель из п.3.
- Снизить риски. Если проект за 200 000 долларов позволит не заплатить штраф в 15 млн. долларов ЦБ за нарушение требований к отчетности – надо делать. Если новая система позволит видеть ход работ на опасном производстве, и вероятность несчастных случаев будет сведена к нулю – тоже делаем (но все равно в зависимости от стоимости системы). Тут надо помнить, что компания ставит целью не свести риски к нулю (рентабельной такая компания быть не может), а разумно их минимизировать, пока стоимость нивелирования этих рисков не превысит возможный ущерб.
Так вот, если человек, приходящий к вам за проектом, с ходу не может отнести ожидаемый результат к какой-то из указанных групп – то проект вряд ли имеет экономическое обоснование, и делаться будет только под влиянием кого-то из руководства. Если есть такая возможность, и если вы заботитесь о выгоде компании – лучше его отклонить.
P.S. Есть отличное английское выражение для «политических» проектов – pet project – проект, которые делается для чьего-то удовольствия, карьерного роста и прочих приятных вещей, к целям компании никак не относящихся. Такой же милый, как любимый домашний питомец, для удовольствия, а не для дела.
Добавить комментарий