На работе тут случилось интересное. Заключили мы с одним ИТ-интегратором, очень крупным и даже международным, договор о намерениях привлечь их на выполнение работ в проекте на много-много миллионов рублей. Соответственно, некоторое время обменивались по почте правками в основном договоре и наконец решили созвониться. И на созвоне меня ждал сюрприз.
Со стороны замечательной международной компании на звонке был руководитель юридического отдела и руководитель департамента по разработке, и вот некоторые их цитаты (дословно, я в какой-то момент начала записывать):
- Юлия, это пункт – он ни о чем! <Особенно учитывая, что договор трижды проверен юристами и это типовой шаблон, по которому у меня еще 30 договоров заключено, да-да>
- <Когда закончились аргументы> Вы же понимаете, что у вас половина договора – это бред! Я даже не буду перечислять и тратить свое время! <особенно про “свое” время мне понравилось>
- <Контекст вопроса: в договоре написано, что до 5% сверх бюджета проекта мы можем выплатить хорошо отработавшим сотрудникам подрядчика, так как заинтересованы в качестве их работы, например, на следующем этапе проекта> Вы пытаетесь нас нагнуть! <Именно тут я начала записывать, так как от этого пункта еще никто не отказывался, тем более в таких выражениях>
- Я в этом бизнесе 15 лет, еще не хватало, чтоб вы меня учили! Я редчайший профессионал, я <невероятно потрясающ или что-то такое> <Вот мне заняться больше нечем-то, а, учить редчайших профессионалов. Кстати, давно позиция руководителя департамента стала редчайшей?>
- Наша компания сертифицирована по <тут длинный список ISO>, она публичная, котируется на <какой-то бирже>, мы работаем так, как решаем мы! <чего ж ты вообще на тендер подавался тогда, там же конкурс был и другие желающие, чай не single source, и сейчас еще не поздно отказаться>
- Я работаю уже 10 лет в консалтинге, так, как вы, дела не ведут! <Как же мы раньше-то жили без этого знания, пойду порву свою трудовую>
- Мы не будем давать вам финансовые гарантии, мы своей известностью и <невероятно> настроенными процессами гарантируем результат и так, это 100% что мы все и всегда будем делать в срок, поэтому ваши штрафные санкции подписать – это надо себя не уважать! <Л – Логика. Если ты такой классный и все гарантируешь – чего бы штрафы не подписать?>
В общем, такого уровня дискуссии у меня не было давно, даже в супермаркете возле дома. Блистательное отсутствие аргументации, хамство, совершенно детские манипуляции типа “мы круты”, “так на рынке не работают”, “10 лет по зонам”, полное отсутствие умения слушать и слышать (по каждому из пунктов мы объясняли позицию и предлагали дать альтернативу, если именно этот пункт неприменим) и прочие милые вещи, которые, как я думала, остались только в бизнесе уровня “палатка с шаурмой у метро”. Особенно пугающе то, что, напомню, это был руководитель огромного департамента и руководитель юридической службы.
Я для себя решение приняла о том, будем ли мы взаимодействовать с этими товарищами по проекту дальше или не будем и лот уходит следующей компании
В связи с этим захотелось устроить маленький опрос, узнать ваше мнение.
Считаете ли вы приемлемым такой уровень ведения бизнес-отношений? Стали бы работать с этой компанией дальше (риски отмены или откладывания проекта не учитываем)?
Ответы:
Так как компания крупная, международная, и на тендере произвела хорошее впечатление и решение ее понравилось, то я бы не отказывалась от нее, не перепробовав сначала разные способы влияния. Не стала бы настаивать на своем шаблоне договора, вдруг он у провайдера вызывает отторжение непривычным шрифтом 😉 Запросила бы у провайдера его стандартный шаблон договора, добавила бы в него пункты, которые мне принципиально важны. Устроила бы встречу по их обсуждению, запротоколировала разногласия и вышла бы на более высокий уровень, чем начальник департамента и руководитель юротдела.
Возможно, что провайдер выиграл тендер, а потом передумал участвовать в проекте (более выгодный клиент, нехватка ресурсов, кризис какой-нибудь…). В этом случае Вам понадобится доказать Заказчику, что Вы сделали все, что могли, а провайдер не захотел. Одного звонка для отказа от сотрудничества мало.
Инна, спасибо за такой развернутый ответ! Однако, если вы сами работаете в крупной компании – часто у вас тоже есть обязательное ограничение по использованию имено своей формы контракта.
Вариант выйти выше товарищей – мне нравится.
Юля, спасибо за комментарии! У нас в компании нет требования использовать свою форму контракта. Если у вас это требование обязательное, и провайдер это знает, то “половина договора – это бред” звучит очень странно.
Интересен Ваш вариант, что Вы решили делать?
Инна, ответила на ваш вопрос письмом, так как история еще слишком “на кончиках пальцев”=))
Юля, спасибо за интересную историю. Тоже на этапе тендера сталкивалась с разными “странностями” провайдеров. Было бы здорово, если бы Вы дали возможность читателям блога дать развернутый ответ, как это делает Сергей Колганов в “задачка-водочках”. Интересно узнать, что коллеги думают, и что Вы сделали 😉
Инна, спасибо большое за мнение! Не поняла только, почему есть сложность с тем, чтобы дать развернутый ответ? Посмотрела у Сергея, у него ответы в комментариях, тут вы тоже дали ответ в комментарии=)) Если честно – другого способа дать возможность отвечать не знаю, разве что регистрацию на сайте ввести. Но тогда, боюсь, всем будет совсем лень регистрироваться ради комментария.
Буду благодарна за ответ!