Заказчик и спонсор проекта –  в чем отличие?

Начинающие руководители проектов часто путают заказчика и спонсора проекта и, соответственно, совершают ошибки в коммуникации. Давайте разберемся, чем же заказчик отличается от спонсора.

Заказчик в нюансы проекта может не погружаться, да и не должен. Его задача – четко поставить задачу (тавтология, но факт), определить результат проекта и его составляющие, обозначить критерии приемки и обеспечить доступ к функциональным экспертам для уточнения требований. Решать проблему того, что РМу не дают нужные ресурсы, согласование договора идет уже полгода и просвета не видно, а 100 000 долларов в бюджете нужно найти на 3 месяца раньше, чем планировалось, заказчик не должен.

Спонсор же отвечает за успех проекта в целом. Не только за то, что результат получен, но и за то, что получен он вовремя, в рамках бюджета и с нужным качеством. И за то, что заказчик доволен результатом – тоже. Поэтому спонсор всячески проект двигает на топ-уровне, защищает от недоброжелателей и помогает решить эскалированные на него проблемы.

Сюрприз, да? Всегда все думали, что за все это отвечает РМ, а тут раз – и спонсор? Но если вдуматься – вы, фактически, выполняете роль исполнителя (очень высокоинтеллектуального, талантливого и организованного – но исполнителя), выполняя функцию по обеспечению указанных метрик проекта. Но в очень мало каких компаниях с исключительно мощной проектной структурой вы как РМ действительно будете настолько влиятельны, чтобы действительно нести за все это ответственность и иметь возможность что-то серьезно изменить. Наша задача – делать хорошо и эффективно, и вовремя подключать нужную боевую мощь спонсора.

Роль заказчика и спонсора может совмещаться, но как правило  – только на небольших внутренних проектах. В абсолютном большинстве случаев спонсор и заказчик – это разные люди.

А еще в правильном проекте:

  1. Спонсор должен быть более влиятельным, чем заказчик или, по крайней мере, настолько же влиятельным, иначе помощи от него никакой не будет.
  2. Спонсор должен отвечать за бизнес-успех проекта, а не ограничиваться тем что «наша задача сделать проект, а что с результатом дальше будет – нам все равно».

Но такое счастье нечасто случается, к сожалению.

Традиционный пример с ремонтом – предположим, вы делаете ремонт в квартире с привлечением дизайнера. На этапе дизайна вы выступали заказчиком – обозначали, что вам нужно на выходе (количество комнат, стиль, бюджет ремонта) и принимали результат. В данном конкретном случае вы совмещали эту роль со спонсором, но это сейчас к делу не относится.

Когда вы приступаете к ремонту, дизайнер, выполняющий авторский надзор за работами (= обеспечивающий, чтобы результат в деталях совпал с дизайн-проектом) выступает в роли заказчика – доносит до бригады, что именно должно быть сделано, ставит задачу, объясняет детали чертежей, если необходимо (да-да, в этой комнате будет 16 розеток!).

Прораб в данной ситуации – это менеджер проекта, в результате которого вы должны получить квартиру как на картинках .

А вы – поздравляю! – теперь спонсор. И именно вы:

  • отвечаете за решение тех проблем, которые не может решить прораб своими силами (например, ЖЭК не пускает в подвал, чтобы перекрыть воду на время установки сантехники)
  • контролируете расход ранее выделенного бюджета и решаете проблему превышения (либо заказываем эти розетки из Польши по 1000р штука или другие на месте по 500р).
  • решаете конфликты между РМом и Заказчиком (дизайнер за свою версию красивого ремонта, а прораб настаивает, что вот тут обязательно надо поставить некрасивую, но нужную запорную арматуру).
  • несете ответственность за успех проекта в целом.

Давайте не теряться - подпишитесь прямо сейчас!

Чтобы получать новые практические материалы раз в неделю на вашу почту. Без спама и рекламы, только опыт и мысли практикующего специалиста по управлению проектами

А также
И не забудьте оставить комментарий :) мне важно ваше мнение!

Оставьте комментарий