“Спасибо, кэп!” или почему я не люблю консультантов

Я, за годы работы РМом, вроде бы привыкла ко всяким разным заказчикам, спонсорам и членам команды проектов, и даже научилась жить с этим. Но есть категория людей, которую мне обычно хочется стукнуть чем-то тяжелый по голове – это всяческие консультанты, которых с собой заказчики иногда притаскивают, и которые, по-моему, ничего кроме теории не знаю, и ни одного проекта в жизни не сделали.

И вот сидишь ты на встрече, пытаешься как-то спланировать сложный проект типа изменения процесса закупок, а рядом с тобой и с заказчиком сидит дядя (взрослый, с умным видом, чаще всего в очках, а в самом запущенном случае – еще и с тростью, один раз даже с моноклем попался) и постоянно вклинивается в твою работу какими-нибудь сверхполезными замечаниями типа:

  • Ну тут обязательно надо привлекать к работе активистов, это лучшая практика
  • Главное – не забудьте коммуницировать исполнителям общие цели проекта
  • Конечно же, тут для успеха проекта надо просто убрать все ненужные шаги!
  • Очень важно – не забыть собрать обратную связь от участников процесса
  • Тут я рекомендую особенно детально проработать план

И заказчик, которому  перед этим хорошо промыли мозги ценностью этого товарища, слушает и кивает, мол, надо же, какое ценное замечание, Юля, надо обязательно это учесть.

Просто а-а-а-а-а! Это тот редкий случай, когда я хочу просто убивать на месте, так как не могу смириться с такой бессмысленной тратой денег заказчика и своего времени. Кстати, очень сильно напоминает вот эту историю про то, что РМов все любят, уровень примерно тот же. И, что интересно, эти люди умудряются еще и деньги зарабатывать за изречение банальностей с умным видом.

И ведь есть нормальные консультанты, я их встречала – которые вникают в бизнес, дают ценные рекомендации на основе своего опыта и проч. Но минимум две трети – это именно такие, как я описала, и в такие моменты мне прямо плохо становится от несовершенства этого мира.

Расскажите, что вы делаете в таких ситуациях? Киваете и продолжаете работать? Сразу шлете в определенном направлении? Включаете троллинг, чтобы продемонстрировать некомпетентность товарища? Я вот все варианты пробовала, но все равно никаких нервов не хватает.

P.S. И это еще раз наводит на мысль о том, что у нас катастрофически не хватает отдельных курсов для образования заказчиков и спонсоров, раз люди ведутся на это.

UPD 03.12.17: Ниже замечательный коммент от читателя с ценными мыслями по этому поводу, обязательно посмотрите!

Давайте не теряться - подпишитесь прямо сейчас!

Чтобы получать новые практические материалы раз в неделю на вашу почту. Без спама и рекламы, только опыт и мысли практикующего специалиста по управлению проектами

А также
И не забудьте оставить комментарий :) мне важно ваше мнение!
Комментарии (2)
  1. Троллинг консультанта, его посыл – бессмысленное занятие. Может привести к натянутым отношениям с заказчиком, тем более если у него уже мозги промыты. А вот успокоится и попытаться либо пропускать слова консультанта мимо ушей (если конструктивного зерна в его словах нет), а свои слова и дела подкреплять железобетонными доказательствами, либо … “подружиться” с консультантом (звучит странно, но …) имеет смысл (в будущем гораздо проще лавировать в окружении такого консультанта). Всё это хорошо, если вам нужно сделать проект во чтобы то ни стало.
    Если вы можете позволить сказать честно и открыто, не взирая ни на что – то прямо в лицо консультанта в присутствии заказчика скажите всё, что вы думаете про его советы (конечно же в вежливой, но жесткой форме). Иногда это помогает отрезвить консультанта и заказчика (если с ним у вас до этого нормальные отношения были). При этом не нужно только критиковать, приводите аргументы в свою пользу, причем такие, которые нельзя опровергнуть (аргумент – работаю тут уже N-лет и N+M лет управляю огромнейшими проектами и поэтому лучше знаю, что так не надо – не подходит).
    Можно еще попробовать раскручивать консультанта на объяснение практически каждого его слова. Встречал такое на практике – как правило консультант сбивается, уходит в дебри объяснения (редко кто из них готов к этому и обладает грамотной, связанной речью), тем самым уменьшает свой вес в глазах заказчика.
    В общем, всё зависит от конкретной ситуации. Удачи, Юлия. И главное спокойствие, только спокойствие )))

    1. Yulia Bazhanova

      Денис, спасибо за такой развернутый ответ! Прямо легче морально стало, а то я иногда уже ловлю себя на мысли, мол, может, товарищи и правда истину изрекают, и это у меня не хватает ума понять=))
      Последний пункт про “раскрутку на объяснения” очень понравился, обязательно попробую. В текст поста добавила комментарий=))
      P.S. Посмотрела ваш сайт, интересно! Если будет желание написать гостевой пост на основе какого-то из ваших – буду рада.

Оставьте комментарий