Про информационное утомление

В прошлом году на Analyst Days – 5 поднималась тема информационной усталости и того, как с ней бороться. Некоторые моменты из моего конспекта этого доклада под катом, часть рекомендаций опробована на себе.

Что такое информационная усталость вообще? Мы все работаем в условиях не просто большого, а огромного потока информации со всех сторон (тут было много статистики, но ее опустим). Справиться с этим объемом не под силу никому, но кто-то умеет «фильтровать» контент, а кто-то буквально заболевает и не может эффективно работать.

Какая тут эффективность, когда в почтовом ящике 140 непрочитанных писем (и 200 неотвеченных), в вотсапе 30 сообщений в 5 чатах, в инстаграмме новые фото с полезной низкокалорийной едой от любимого автора, а в фейсбуке интересное обсуждение грядущей конференции по управлению проектами. А, да, и в почтовом ящике пачка рекламок, а в метро бодрый голос рассказывает о планируемом субботнике ко Дню победы. И вроде бы все по делу, а оперативная память кончилась.

На фоне этого даже появился новый термин «личная информационная эффективность», то есть способность выявлять из информационных потоков полезную информацию и исключать остальную.

Волшебной таблетки для того, чтобы повысить эту самую информационную эффективность и снизить информационное утомление, не существует, но есть рекомендации от автора доклада Екатерины Калининой:

  1. Отключить картинки в браузере. 70% внимания поглощают именно визуальные образы. Если ваша работа на связана с картинками в интернете, то стоит отключить их хотя бы в рабочем браузере и включать кликом (тут гуглим соответствующие расширения для браузеров). От себя: в первый раз меня хватило буквально на 3 часа. Никогда не думала, что картинки – это как наркотик, при открытии любой странички в интернете без картинок я ловила себя на чувстве близком к страху, так как мозг отказывался воспринимать происходящее, а зависимость оказалась почти наркотической. Полностью отказаться от «наркотика» у меня так и не вышло, в итоге я на работе пришла к варианту «в рабочем браузере (IE, дополнительно тормозящий из-за навешенных на него политик безопасности сети) картинки включены, в личном (Хроме) – отключены. Дома – все включены (но дома я редко ноутбуком пользуюсь в будни).». Где-то через две недели поняла, что без картинок мне стало работать комфортнее.
  2. Определить «свой» мусор, ловить себя на «мусорном» контенте. Кажется, что если вы не переходите по ссылкам типа «Сегодня у Львов хороший день» или «Аптеки скрывают, что похудеть можно от дешевого…», то и мусорного контента в вашей жизни нет. Но если ссылка типа «в Москве в 5й раз пройдет парад трамваев» или «в Оружейной палате пройдет показ витражей XIII века из Сент-Шапель» не позволяет пройти мимо – это и есть ваш «мусорный» контент, который вас отвлекает от рабочих задач и перегружает голову. Вроде бы и тема интересная (про культуру), но получать такие новости лучше из специализированного источника и не одновременно с работой. От себя: тут тоже хорошо помогает разделение браузеров на рабочий и личный. А вообще такого рода новости и паблики стараюсь просматривать в метро, это время не жалко, ничего серьезного на коротких перегонах все равно не сделаешь. 
  3. Отключить все уведомления. В том числе в почте, на телефоне, в мессендджерах и соцсетях в смартфоне. На рабочем скайпе ставить статус «не беспокоить», когда занимаешься чем-то, требующим сосредоточенности. От себя: это правило я и так использую, поэтому для меня тут ничего не поменялось.
  4. Избегать информации по нескольким каналам сразу. Это только кажется, что мы такие классные и многозадачные, но в итоге информация из обоих источников воспринимается не полностью, а мозг перегружается. От себя: согласна. Поэтому работаю в наушниках с негромкой музыкой, чтобы не мешал окружающий шум и разговоры коллег. Раньше периодически фоном включала какой-нибудь вебинар, но потом от этой практики отказалась, и теперь обучающие материалы слушаю только в такси, когда нечем заняться, или под физическую работу типа готовки или уборки. На совещаниях тоже стараюсь участвовать и получить максимальную пользу от своего на нем присутствия, а не «отсиживать» и фоном пытаться прочитать какой-нибудь документ, присланный на согласование.
  5. Не использовать информацию как отдых от информации. Например, отдохнуть от насыщенного совещания путем листания инстраграма или фейсбука за чашкой кофе – плохая идея, лучше уж путем прогулки по офису или уборки на рабочем месте. От себя: у меня не получается. Я все равно или начинаю что-то с коллегами по работе обсуждать или почту проверять.
  6. Развивать управляемое восприятие информации, воспринимать информацию равнодушно. Информация, вызывающая эмоции – один из самых больших «информационных вампиров», так как голова тут же забивается, внимание переключается и вернуться в рабочий режим сложно. Конечно, сказать проще, чем сделать, но информацию надо воспринимать именно как факты, исключая эмоциональный окрас. А также желательно помнить, что одна и та же информация может преподноситься очень по-разному в зависимости от цели, и что ее желательно пропустить через фильтр «а какой реакции ждал автор, когда это писал?». Учиться этому долго и тяжело, но необходимо. От себя: иногда получается, иногда – нет, но я учусь. Взять хотя бы эффективного менеджера.
  7. Формировать личное пространство. Обозначить место и время, где вы отдыхаете от информации, будь это дом, утренняя чашка кофе в кофейне возле места работы или ежевечерняя прогулка в парке. Проводить это время одному или с близкими людьми, исключив другие источники информации, кроме разговоров с ними. От себя: у нас дома есть правило, причем образовавшееся само по себе, негласно – никаких сторонних источников, телефонов и ноутбуков (ТВ и радио у нас нет) во время ужина и никаких – за 20 минут до сна. И мне это нравится.
  • Сократить пассивное потребление информации. Пересмотреть группы и паблики, на которые вы подписаны, не читать случайно попавшиеся листовки или не имеющие к вам отношения объявления, не читать комментарии к новостям или в блогах, отписаться от всех ненужных рассылок. Одним словом – максимально исключить все, что не несет пользы или удовольствия. Только настоящего удовольствия, а не как от чипсов (пока ел, было вкусно, а потом – плохо). От себя: отписаться от всего лишнего и не читать спам получается, не читать комментарии к статья – нет. Пока писала статью, ради интереса посмотрела, сколько правил у меня настроено в Яндекс.Почте чтобы автоматом фильтровать ее, раскладывать по папкам и лишний раз не читать. Оказалось, 121 правило. 

Еще автор доклада советовала такой способ «очистки» головы и снижения информационной усталости:

  • Встряхнуться, потянуться;
  • Сесть (спина ровная), направить взгляд на линию горизонта (в офисе это, правда, сложно, но зато есть возможность заодно потренировать воображение);
  • В течение 5 минут считать количество вдохов и выдохов (можно поставить будильник).

От себя: по мне – это просто техника переключения и расслабления, и то, что при этом голова «очищается» от лишней информации – закономерно. Но техника  хорошая, помогает. Я использую, когда понимаю, что день очень напряженный, мой ресурс заканчивается, и еще немного – и я своей же работе начну вредить. В продолжение темы (на отдельный пост это не тянет) –  прошлом году была на тренинге по эмоциональному интеллекту, там предлагали похожую методику “Гора с плеч” для расслабления мышц шеи и плеч – слегка наклонить голову вперед, высоко поднять плечи (до ушей), подержать до максимально возможного напряжения и отпустить (не кинуть, а именно отпустить!). Тоже работает.

В заключение могу сказать, что совсем избавиться от потока информации не получится (и это и хорошо), но сократить его, оставив только действительно важное – вполне реально, хоть и не сразу. Удачи!

Давайте не теряться - подпишитесь прямо сейчас!

Чтобы получать новые практические материалы раз в неделю на вашу почту. Без спама и рекламы, только опыт и мысли практикующего специалиста по управлению проектами

А также
И не забудьте оставить комментарий :) мне важно ваше мнение!

Оставьте комментарий