Управление проектами.РУ

Управление проектами.РУ
Сообщество тех, кто умеет или хочет научиться
хорошо управлять проектами
01 мая 2016 Все для начинающего РМа
900 0

Портрет конечного пользователя, или “зачем это все”

Юлия Бажанова
Редактор проекта, РМР, РМЕ, PRIME

Очень люблю этот проектный инструмент, на английском его еще называют «Pragmatic persona», а на русском просто «Портрет пользователя». Суть в том, что перед тем, как что-то делать для конкретной группы заказчиков или заинтересованных лиц, необходимо отрисовать портрет типового представителя этой группы и впоследствии сверять, как  проектные решения на него влияют (отрисовать, конечно, в переносном смысле). Давайте попробуем посмотреть на инструмент попристальнее.

В ходе отрисовки портрета пользователя для него определяется следующее:

  • Типовое имя – очень важно, это то, что потом станет «якорем» при работе с ним. Например, для пользователя-бухгалтера можно взять что-нибудь типа «Марь Иванна», а для складского сотрудника – «Семеныч». Смысл в том, чтобы у большинства людей это имя ассоциировалось именно с типичным бухгалтером или типичным завхозом.
  • Краткое определение – тот самый бухгалтер или завхоз.
  • Озвучиваемая потребность – «Я хочу тратить меньше времени на ввод в 1С и делать меньше ошибок».
  • Цели – чего хочет этот пользователь в рамках проекта? Варианты: чтобы его не трогали, чтобы не приходилось сидеть по ночам и править ошибки, чтобы было время сидеть в интернетике, чтобы отчеты строились меньше чем за 3 минуты и план-факт не расходился больше чем на 5%. Буквально 5-6 пунктов. Они помогут понять, что движет (в среднем) этой группой.
  • Переживания – а чего этот пользователь боится в рамках проекта, или что его напрягает? Что уволят, если система будет справляться и без него, что выявятся кражи при более точном учете, и их нельзя будет свалить на ошибки ввода, что они не справятся с новой сложной системой. Тут достаточно 3-4 пунктов.

А если есть возможность прикрепить еще и типовое фото (можно ненастоящее, взятое из интернетика) – вообще отлично, т.к. это позволит создать еще и визуальную связь с ним, и лучше его воспринимать.

Иногда даже делают что-то вроде карточек на каждую группу, чтобы их было удобно использовать при планировании или обсуждении. Лично я никогда так не делала (я просто ленивая), но сама идея мне кажется замечательной, и когда-нибудь я все-таки соберусь. Примеры карточек легко находятся по запросу pragmatic persona в гугле. На карточки можно добавлять какие-то другие параметры, если они важны для вас или для команды, главно – не перегрузить ее до такой степени, что никто не захочет читать.

На бытовом и понятном примере с ремонтом можно сказать, что одной из заинтересованных групп являются соседи. Другие части эпопеи с ремонтом можно найти по тэгу пример с ремонтом.

Как же будет выглядеть «pragmatic persona» для типичного соседа, которого так или иначе коснется мой ремонт?

  1. Я думаю: «А как выглядит мой типовой сосед?». Живу я в построенном в 2009 году панельном доме, основной контингент – более-менее молодые семьи с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, весьма среднего достатка (судя по дебатам по поводу «сдать 200р. на новые замки») и часто ипотечники. Так что типовой представитель будет «Молодая семья», назовем их «Семья Сергеевых». Важно – если в этот момент я понимаю, что это только полдома, а вторая половина дома – это какие-нибудь военные пенсионеры, получившие жилье – у меня уже будет 2 портрета пользователя с разными потребностями.
  2. Тип уже назвали – «Молодая семья».
  3. Прикрепим фоточку, найденную в интернете, например, такую, прямо по запросу семья сергеевых.
  4. Озвучиваемая потребность в рамках моего ремонта (даже если я с ними не знакома лично) – чтобы сильно не мешали им жить своим ремонтом (при этом они адекватны и понимают, что определенные неудобства все-таки будут)
  5. Цели в рамках проекта:
    • Не заметить мой ремонт от слова «вообще»
  6. Чего боятся
    • Что сделаем несогласованную перепланировку и рухнут перекрытия
    • Что будем постоянно мешать их детям спать
    • Что наймем бригаду таджиков, которые будут курить и бросать окурки в мусоропровод
    • Что будем сорить строительными смесями в лифте
  7. Тут я бы добавила с такому типу заинтересованных лиц еще один пункт – чем они могут быть мне полезны:
    • Мама сидит дома, ей можно оставлять деньги на оплату доставок (если я не доверяю бригаде)
    • Она сможет сказать, действительно ли бригада работает в согласованное время, или курит на балконе только
    • Возможно, им нужна подработка (помним, что они потенциальные ипотечники?) и можно их попросить пинать бригаду, пока я неделю буду в командировке за разумное вознаграждение?

Имея всю эту информацию в одном месте, мне теперь гораздо проще принимать решения о приоритетах и о коммуникации с ними так, чтобы проект прошел с минимальными сложностями. Я пойму, что стоит их заранее предупредить о ремонте и согласовать время работ, дам им свой телефон, чтобы при проблемах с бригадой они могли мне немедленно пожаловаться, заранее проговорю, что не буду делать ничего незаконного и потом покажу все проектные документы. А еще – не буду сильно хвалиться стоимостью ремонта (помним про ипотечников).

Ну вот, надеюсь, на пример стало понятнее, как использовать портрет пользователя или pragmatic persona в проектах. Как считаете, полезная штука?

комментарии

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: