Управление проектами.РУ

Управление проектами.РУ
Сообщество тех, кто умеет или хочет научиться
хорошо управлять проектами
05 марта 2013 Все для начинающего РМа
4 769 0

Основы управления проектами

Юлия Бажанова
Редактор проекта, РМР, РМЕ, PRIME

В данной статье мы рассмотрим основы управления проектами, дадим определение проекта и, собственно, проектного управления, перечислим и опишем такие стадии проекта, как инициация проекта, планирование проекта, реализация проекта и закрытие проекта. А также поговорим о ведении проектов в целом.

Итак, управление проектами. Некоторые называют его project management или проектное управление. Что же это такое?

По мнению авторитетного PMBOK, проект – это некая деятельность, имеющая начало и конец, ограниченная сроком и бюджетом, имеющая фиксированный объем и определенные требования к качеству результата. Но что особенно важно, результат проекта всегда уникален. Например, производство пельменей проектом явно не является, они производятся себе потихоньку и производятся. А вот запуск в производство нового сорта пельменей «С мясом молодого дикого кабана» вполне можно назвать проектом.

Таким образом, управление проектами (ведение проектов) – это деятельность по получению заданного результата с учетом всех перечисленных выше ограничений.

А руководитель проекта – это человек, которому поручено управлять проектом, и который несет ответственность за то, чтобы проект не вышел за описанные выше рамки. Полномочия руководителя проекта обычно не прописаны в должностной инструкции, т.к. управление

проектами – очень «живая» деятельность, правила в которой меняются очень часто, и уж точно – от проекта к проекту. В одном проекте вам, возможно, придется объяснять заказчику, что он хочет, т. к. вы поняли это даже раньше него, а в другом – вам сразу выдадут замечательное техническое задание, и вам останется только проанализировать его, восхититься и отправить в работу (и такое бывает!).

Итак, любой проект имеет 4 стадии проекта (также их называют жизненным циклом проекта):

  1. Инициация проекта – стадия принятия решения. Вы еще не знаете, как долго и как вообще вы будете делать проект, но уже понимаете, что вы будете делать, для кого и кто за это заплатит. Без понимания того, кто заказчик проекта, кто спонсор проекта, а кто конечные пользователи лучше не начинать.
  2. Планирование проекта – вы уже понимаете, сколько времени вы будете это делать, чьими силами, сколько времени и сколько денег вы на это потратите, а также понимаете, на основе чего, в конце концов, будут оцениваться и приниматься результаты работы (кем приниматься, мы уже знаем – см. п.1). Также вы уже должны подумать о том, как вы будете управлять коммуникациями, как будет осуществляться мотивация команды проекта, как происходить управление рисками и проч.
  3. Реализация проекта (иногда это называют исполнением проекта) – собственно, если вы все правильно сделали на предыдущих этапах проекта – инициации и планировании проекта – на этой стадии вам остается только сидеть и наблюдать за исполнением проекта. Все крутится, люди бегают, работа делается, а вы только фиксируете прогресс и занимаетесь коммуникацией и мотивацией команды. В жизни так не бывает в 100% случаях, но каждый раз на этапе планирования проекта в это так хочется верить. Но любой учебник по управлению проектами и любой профессионал в этой области легко и «на пальцах» убедят вас, что это не так. Чтобы снять розовые очки раз и навсегда, достаточно почитать про управление рисками в проектах или посмотреть примеры проектов.
  4. Закрытие проекта – время подвести итоги. Посмотреть, что вы сделали из того, что обещали. Что не сделали. Что сделали сверх того, что обещали. Убедиться, что заказчик проекта, спонсор проекта и конечные пользователи счастливы (или не очень, что бывает чаще, подробнее можно посмотреть в разделе по мотивации команды проекта). Подсчитать, насколько вы уложились в бюджет и сроки. Получить премию, в конце концов (если в вашей компании это практикуется). Но основное – надо суметь найти время и обдумать и проанализировать полученные уроки,  понять, что вы сделали в проекте хорошо, а что могло бы быть лучше. В общем, инвестировать 4 часа в себя.

На каждой из этой стадий руководителю проекта приходится много работать, но больше всего – на стадии планирования проекта. Это – залог успеха всего проекта. Хотя, ясное дело, даже самый хороший план будет просто «административной ерундистикой» в отсутствие адекватных и мотивированных на работу исполнителей  « (см. книгу Т.Демарко «Дедлайн»).

комментарии

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: