Ошибки тренера, или как не надо проводить тренинги

Довелось тут побывать на тренинге по некоторым аспектам гибких методологий. Тренинг настолько неудачный, что название компании не называю, так как все-таки надеюсь, что товарищи поработают над собой. Причем, что самое обидное, проводил тренинг практикующий специалист с большим опытом. Однако опыт не равно умение передать его другим.

Чтобы не было совсем уж мучительно больно, я сидела и выписывала пунктики, над которыми мне нужно будет поработать, когда я буду проводить внешние тренинги, а не только «для своих». Если уж учиться, то хотя бы на чужих ошибках.

  1. Я не буду опаздывать. В другой город я буду приезжать как минимум вечером предыдущего дня, чтобы потом не звонить заказчику и грустным голосом не рассказывать, что у меня задерживается выдача багажа, и пусть 20 высокооплачиваемых специалистов час-другой меня подождут.
  2. Я обязательно буду узнавать контекст компании прежде чем идти туда что-то рассказывать. Потому что «ну давайте вы все теперь познакомитесь между собой, чтобы остальные знали, чем вы занимаетесь» звучит глупо, учитывая, что ты пришел учить команду, которая 4+ лет вместе работает.
  3. Я буду заранее продумывать структуру тренинга и тайминг. Чтобы потом не вышло так, что а) осталось 2 часа, рассказать надо еще кучу всего, а я не успеваю (идея «ну пойдите погуглите сами эти инструменты» – она прекрасна, но не надо так с заказчиками) б) я спрашиваю у аудитории «ну чего бы вам еще рассказать, о чем вы хотите послушать», а аудитория, которая вообще-то хотела узнать это от тренера, удивленно хлопает глазами и тихо его презирает.
  4. Я буду адаптировать содержание тренинга под цели команды и с учетом внешних обстоятельств. А не радостно трындеть 30 минут про никому не нужную историю развития отрасли (хотя я могу), особенно с учетом п.3.
  5. Если я использую какой-то тренерский или фасилитационный инструмент, например, фокусирующие вопросы или сбор ожиданий аудитории – я с ними потом что-то делаю и как-то к ним возвращаюсь. А не ставлю в уме галочку «так, все собирают ожидания, я тоже собрал, теперь про них  можно забыть».
  6. Я буду продумывать аргументацию своих слов. Потому что когда я утверждаю, например, что «процессы важнее людей» и слышу вопрос «почему вы так считаете?» – ответ «ну это дискуссионная тема, просто я так считаю» меня, как профессионала, не украсит, и веса моим словам не придаст.
  7. Я буду четко обозначать, что войдет в тренинг, а что нет (см.п.5) и, если нет, то где и когда можно ответ на этот вопрос получить. И я не буду «покупаться» на попытки аудитории увести тренинг в другое русло либо поговорить «за жизнь» или о конкретном проекте вместо основной темы тренинга. Так как ситуация, когда тренер обсуждает с 3 людьми конкретные вопросы в их проектах, а остальная аудитория мирно спит, накрывшись стикерами – это нехорошо.
  8. Если тренинг все-таки идет не так и не туда – я в ближайшем перерыве буду обсуждать это с заказчиком и корректировать вместе с ним вместо того, чтобы тихо грустить с кофе в уголке и потом разводить руками, мол, да, мне тоже не нравится, но что я могу сделать. Сказать для начала! Если после части тренинга сам заказчик говорит мне, что это не то, что он ожидал, и что мы не успеваем, и просит скорректировать материал – я не буду пафосно заявлять «но это же есть в программе», если этот пункт не является обязательным для понимания дальнейшего материала (да-да, я все еще про историю отрасли).
  9. Я точно не буду использовать английскую кальку и терминологию, если ее не используется заказчик. Потому что если я буду рассказывать о том, что я «кого-то консалчу», «порефайнила вчера бэклог», «задевопсила тут недавно этот тим» – это выглядит глупо и непрофессионально.
  10. Я не буду работать в паре со вторым тренером, с которым познакомилась сегодня на выдаче багажа, я буду встречаться с ним заранее, чтобы “притереться” друг к другу. Потому что наши с ним разночтения в понимании процессов и инструментов, обсуждение этого шепотом прямо в аудитории и нервный поиск методички, чтобы найти устраивающее обоих определение – это некрасиво.

В общем, во всем плохом есть что-то хорошее, вот, lessons learned себе записала и с вами поделилась.

А еще я за время тренинга от скуки успела целиком прочитать книжку «Выжжено» Эшбаха,  и она просто невероятная. Если ищете что почитать долгими вечерами грядущей зимы, вам не чужд жанр  техно-триллера, и вы хотя бы раз задумывались о том, что будет, если в мире внезапно закончится нефть – то однозначно рекомендую к прочтению.

А  у вас были неудачные тренинги? Почему?

Давайте не теряться - подпишитесь прямо сейчас!

Чтобы получать новые практические материалы раз в неделю на вашу почту. Без спама и рекламы, только опыт и мысли практикующего специалиста по управлению проектами

А также
И не забудьте оставить комментарий :) мне важно ваше мнение!

Оставьте комментарий