Обратная связь и ее нюансы

Подруга, руководитель проектного офиса в крупном банке, тут была добровольно-принудительно отправлена на мастер-класс по тому, как давать обратную связь. Она по этому поводу громко ругалась, мол, я несколько лет как начальник отдела, чему меня тут научить можно. Однако после мастер-класса пришла очень довольная и поделилась интересными мыслями, а я делюсь конспектом с вами.

Основные мысли, которые я вынесла (вот вроде бы все просто, а часто я об этом задумываюсь?):

  1. Прежде чем давать обратную связь – нужно убедиться, что человек в адекватном состоянии, чтобы ее воспринять. А иначе это все ни к чему, нервы и время потратишь, а пользы никакой, только навредишь. Даже если очень хочется – лучше подождать, пока человек придет в это адекватное состояние.
  2. Несмотря на умные книжки и фразы в них типа “воспринимайте обратную связь как подарок и проч.” – в мире нет человека, который ей действительно рад. Любому будет комфортно, когда он услышит “сейчас я тебе дам обратную связь”, так как это подсознательно связано с негативом. Поэтому на положительное отношение лучше изначально не рассчитывать, чтобы потом не разочаровываться. В идеале – сделать так, чтобы сотрудник все воспринял без приставки “это обратная связь”.
  3. Цель обратной связи – поменять поведение, а не обидеть. Прежде чем что-то говорить сотруднику – проанализируйте, какой посыл ваша фраза несет.
  4. Обратную связь надо не только уметь давать, но и принимать. И хотя положительно к ней относиться нельзя (см.п.2) – будет легче, если принимая обратную связь, вы будете помнить, что вы как-то повлияли на сложившуюся ситуацию, раз эту обратную связь вам дают. Даже есть в первый момент это вызывает отрицание и хочется стукнуть того, кто это предположил
  5. Хорошая, но не единственно возможная формула обратной связи может выглядеть так
  • Ты сделал то-то…
  • Это привело к тому, что… ИЛИ Люди восприняли это как… (в этом блоке предупреждаем защитную реакцию, т.к. это не обвинение, а факты).
  • Меня беспокоит, что.. ИЛИ Я рада, что… (в  этом блоке а) подчеркиваем личное отношение к происходящему, “беспокоит именно меня” б) даем прогноз последствий сделанного, а не утверждаем, т.к. возможно, у человека альтернативное видение).
  • Давай посмотрим вместе, что можно сделать ИЛИ Давай вместе постараемся, чтобы это стало культурой в нашем отделе (в этом блоке прорабатываем варианты, причем обязательно вместе, чтобы возникла сопричастность и ответственность).

Я вот поняла, что из 5 пунктов 2 для меня новые. А для вас?

Давайте не теряться - подпишитесь прямо сейчас!

Чтобы получать новые практические материалы раз в неделю на вашу почту. Без спама и рекламы, только опыт и мысли практикующего специалиста по управлению проектами

А также
И не забудьте оставить комментарий :) мне важно ваше мнение!

Оставьте комментарий