Мотивация по-американски

К Штатам все относятся по-разному – кто-то терпеть не может, а кто-то мечтает там жить и работать. Когда-то, в далеком 2008 году, я, будучи студенткой последнего курса, 4 месяца проработала там по программе Work&Travel, и мое самое яркое воспоминание – это не Статуя Свободы, не Ниагарский водопад и даже не знаменитые пончики с берлинским кремом (хоть они и хороши). То, за чем я бы туда вернулась – это за тем, чтобы поучиться умению мотивировать сотрудников на самых разных уровнях корпоративной иерархии.

Для понимания контекста – работала я огромном парке развлечений Busch Gardens в штате Вирджиния, одном из активов алкогольного бренда Anheuser-Busch. Парк был действительно огромный, чтобы добраться с одного конца до другого меньше чем за 2 часа – нужно было сесть на паровозик. Занималась я относительно интеллектуальной для студента деятельностью в силу хорошего английского и проактивного подхода (пока все обживались в новом жилье, я успела сгонять в офис и выпросить себе самую интересную работу) – была кассиром-мерчендайзером в магазинчике пляжных принадлежностей в той части парка, где были водные горки. Для сравнения, студенты, приехавшие по этой же программе, жарили котлеты для гамбургеров, подметали улицы, бросали круги тем, кто пытался утонуть в бассейне глубиной 50 см, и продавали сладкую вату.

Вы уже заметили, что изначально все сотрудники – это не какие-то суперпрофессионалы, которых надо удержать любой ценой, и даже не люди, на замену которых пришлось бы потратить время и деньги (в компанию стояла очередь из желающих там работать)? Это просто студенты-гастарбайтеры, приехавшие на 4 месяца заработать денег, они вернутся в свою Россию, Польшу или Иорданию, и с вероятностью 99% больше никогда не окажутся даже в этом штате, не то что в этой компании.

Итак, к примерам.

Пример 1

2 часа дня, скучно, магазин пустой, так как все клиенты в это время жуют гамбургеры и сэндвичи по кафешкам и запивают это литрами газировки. Заходит пожилой дядя-уборщик, в форме и с метлой, подметает вход у магазина, отклеивает прилепившуюся к холодильнику с мороженым жвачку. 5 минут стоит, болтает с тобой о погоде, о клиентах, о том, нравится ли тебе работа, рассказывает какой-то анекдот. Потом просит с пониманием отнестись к тому, что выходных в ближайшие 2 недели не будет, т.к. народу в парке много, а сотрудников – не очень, и обещает потом оплачиваемый отдых. Все это время он продолжает подбирать грязь, если увидит, поправляет развешенные купальники и явно стремится тебе как-то помочь. Потом жмет руку, прощается и только тут ты замечаешь его бейджик и понимаешь, что только что в твоем магазине убрался генеральный директор корпорации с 7000 сотрудников. Конечно, я вышла во все необходимые дни в эти 2 недели.

Пример 2

11 часов вечера, очень тяжелый рабочий день с 7 утра, 4 июля, День Независимости США. В парке рекордное количество народа, в моем магазинчике скуплены все шлепки (т. к. никто не догадался взять их с собой на водные горки) и съедено все мороженое. Фейерверк закончился, люди потянулись к выходу и к часу ночи парк опустел, я закрываю кассу, уже слабо соображая, что к чему. На пороге магазинчика появляется финансовый директор корпорации (тоже в форме, кстати) и очень проникновенно говорит <наверное, ты сегодня очень устала, это был фантастический, но очень долгий день>. Спасибо тебе огромное за работу, только благодаря твоей самоотверженности ни один гость сегодня не ушел из парка недовольным. Как я могу тебя отблагодарить?>. Вот честно, я расплакалась, мы с ним минуты 2 обнимались, потом он мне предложил выбрать любую вещь в магазине и вручил что-то типа купона для охраны, чтобы при проверке сумки его отметили как купленное. Я в итоге выбрала симпатичное пляжное платье Roxy и потом лет пять его еще носила и вспоминала каждый раз этот вечер. Платье стоило 30$, накрутка нашего магазина была 50% от закупочной цены. Всего за 15$ был обеспечен такой уровень моей лояльности, которого никто бы не добился за премию в 150$.

Пример 3

7 утра, 12й рабочий день подряд по 14 часов, людей не хватает. На проходной тебя отводит в сторону твой супервайзер и говорит <Юлия, ты молодец, но я вижу, ты устала. Я тут притащил тебе кофе с маффином, передохни 20 минут перед началом рабочего дня, я пока открою за тебя кассу>. Это был самый вкусный маффин в моей жизни, честное слово (и американский такой, размером с небольшой арбуз).

Пример 4

10 вечера, парк закрывается. В магазин приходит управляющий парком и твой супервайзер и говорят “Юлия, твой магазин сегодня сделал максимальную выручку среди других, поздравляем, ты молодец, так держать. Здорово, что у наших гостей есть возможность купить все, что они забыли дома, у таких замечательных продавцов как ты”. Все тебе пожимают руку и обнимают, а в конце вручают карточку в ближайший паб на 10$ (в те времена – 6 бокалов пива) и говорят <отметь с друзьями свою победу, ты это заслужила>. За лето мы ни разу не были в этом пабе, т. к. для нас это было дорого (кто-то копил деньги домой, кто-то – как я, на месячное путешествие по Штатам), и в тот раз мы отлично там посидели, я до сих пор улыбаюсь, глядя на эти фото.

Подход был един – любой сотрудник заслуживает того, чтобы его ценили и благодарили за работу. И любой сотрудник делает ее отлично, в него верят все, от генерального директора до непосредственного менеджера. А если не делает – то все стремятся ему помочь, научить и подсказать, и хвалят за малейшие успехи.

При желании я вспомню еще много примеров, но, думаю достаточно. Выводы каждый сделает сам.

Давайте не теряться - подпишитесь прямо сейчас!

Чтобы получать новые практические материалы раз в неделю на вашу почту. Без спама и рекламы, только опыт и мысли практикующего специалиста по управлению проектами

А также
И не забудьте оставить комментарий :) мне важно ваше мнение!
Комментарии (2)
  1. Андрей

    Да уж. Вот бы и у нас так было. Всегда нравилось работать в компании, где все работают в команде, ценят друг друга. И когда за успешно выполненный проект хотя бы тебе пожмут руку и просто скажут: “Молодец”.

    1. Yulia Bazhanova

      Да, согласна! Хорошо, что есть чего вспомнить и теперь можно активно применить на своем отделе:)

Оставьте комментарий