“Это совсем не то, что мы хотели…”

Вы часто слышали от Заказчика такую фразу, как в заголовке поста? Уверена, что каждый руководитель проекта хоть раз с этим сталкивался – вы все сделали по ТЗ, а Заказчик не принимает результат, т.к. только увидев его, он понял, что же ему на самом деле было надо. Знакомо?

В этом посте мы не будем говорить о том, что надо было писать критерии приемки (высокоуровнево в уставе проекта и детально – в иерархической структуре работ), показывать Заказчику прототипы и сам продукт на разных стадиях его создания (если в вашем случае это возможно), протоколировать каждый шаг и проч. В некоторых отдельных случаях это поможет, в некоторых – нет, очень сильно зависит от культуры и подходов к работе в конкретной организации и от того, работаете вы внутри компании или вы внешний Исполнитель. Тема объемная, да и «волшебной таблетки» не существует.

Поэтому сузим тему до конкретной ситуации – переговоры зашли в тупик, вы показываете ТЗ и утверждаете, что все сделали по нему, а Заказчик вам говорит, что ТЗ вы написали с его слов неверно, хотел он другое и принимать результат не будет. Что делать?

Для таких случаев я использую маленький лайфхак, но применять его нужно с осторожностью, т.к. это своего рода шантаж и манипуляция, хоть и оправданные. Исходим из того, что проект все-таки заказали не ради ваших прекрасных глаз, а ради результата. Вложены время, деньги, ресурсы (в том числе со стороны Заказчика). И что не может быть такого, что вы на 100% сделали не то. То есть результат, даже «не такой», для Заказчика ценен. Тогда на определенном этапе вы просто говорите: «Ок, я понял. Мы сделали не то, что вы хотели (оставим сейчас юристам разборки насчет ТЗ и вопросы оплаты), и использовать этот продукт в работе вы никак не можете. Тогда все, мы просто удаляем все сделанное. Просто физически, я сейчас беру и полностью уничтожаю результат (например, удаляю систему со всех серверов), и мы приступаем к переговорам о новом проекте с нуля. Ок?».

В этот момент происходит чудо – Заказчик внезапно осознает, что вдруг вы и правда это сделаете (кто их знает, этих сумасшедших РМов)? И честно сам себе признается, что это, конечно, не то, что он хотел, но при определенной доработке вполне станет «тем самым». И выкидывать все смысла нет, это время, деньги и нервы. И уже сам идет вам навстречу и предлагает варианты доработки и урегулирования. Все, проблема решена.

Но еще раз повторюсь, использовать нужно не со всеми и с осторожностью, только в совсем уж критических тупиках.

Давайте не теряться - подпишитесь прямо сейчас!

Чтобы получать новые практические материалы раз в неделю на вашу почту. Без спама и рекламы, только опыт и мысли практикующего специалиста по управлению проектами

А также
И не забудьте оставить комментарий :) мне важно ваше мнение!
Комментарии (2)
  1. Андрей Полежаев

    Решение интересное, но очень рискованное, про госов можно даже не думать, кому захочется в чёрный список попадать. Хотя, если это случается в 20-е числа декабря, то есть большая вероятность договориться, неосвоенный бюджет для госов страшнее, чем не так работающая система. А для коммерческих можно такой вариант рассмотреть, если другого выхода не предвидится, но такое решение РП принимать не может, может только предлагать и хорошо обосновать своему руководителю

    1. Yulia Bazhanova

      Андрей, да, совершенно верно, именно предложить и обосновать руководителю! В приведенной в примере ситуации плохо будет в любом случае, и работа РМа – просчитать, в каком случае будет хуже, и предложить варианты и оценку рисков этих вариантов.

Оставьте комментарий