Bus Factor или как понять, что проект в опасности

Тут с удивлением узнала, что не всем знакомо понятие бас-фактора в области управления проектами, хотя это один из самых базовых элементов проверки «здоровья» проекта.

Задайте себе простой вопрос – если завтра кого-то из участников проекта или заинтересованных лиц собьет автобус – проект пострадает? Насколько сильно? Есть ли хоть один человек, который, попав под автобус, обеспечит провал проекта? Если под автобус попадет ведущий разработчик – проект встанет? А если спонсор – проект закроют?

Это простой и примитивный тест за пару секунд позволяет понять, есть ли у вас в команде «незаменимые» люди. Если есть – поздравляю, у вас проблемы. Самое время подумать о бэкапе, передаче знаний, документировании и прочих методах снижения риска  того, что завтра с этим человеком что-нибудь случится (возможно, даже позитивное, типа приглашения на работу в Гугл), и вам, как руководителю проекта, придется расписаться в профессиональном провале.

Пример из моей практики – позвонила ведущий бизнес-аналитик (очень симпатичная девушка), на которой были завязаны все процессы взаимодействия  с бизнесом и разработчиками, и сообщила, что парень позвал ее жить к себе на Бали, и через 3 дня она улетает. Подрядчик, у которого мы покупали ее услуги, разводил руками, грустил и обещал даже не брать денег за передачу знаний (еще бы). Успеху проекта это явно не поспособствовало.

А еще  давайте вернемся к любимому примеру с ремонтом (в этот раз это даже не фантазия, а очень конкретный пример из ремонта в моей квартире пару лет назад).  Во время ремонта я поленилась вникать в некоторые мелочи, доверив их хорошо знакомому прорабу. Прораб сделал все отлично, денег взял немного (знакомый же), работу сдал. А потом уехал обратно в свою солнечную Молдавию, купил там 2 автобуса, сделал свой маленький туристический бизнес, выбросил российский телефон и удалил аккаунт почты. А еще через 2 года на заложенном плиткой стояке канализации в ванной комнате произошла разгерметизация (прораб все еще молодец, вина исключительно на управляющей компании). И так как с единственным человеком, знавшим, как в стене установлены металлические направляющие, произошел bus factor в прямом смысле (пусть даже не в ходе проекта, а в ходе использования его результатов), а никакой документации или кого-то, кто мог его заменить, не осталось – мы вместе с сантехником задумчиво разбили половину плитки в ванной, уничтожив половину ремонта, пока сделали достаточное окно для доступа к стояку. А могли двумя разбитыми плитками обойтись…  Тут даже морали не надо, все и так понятно.

Давайте не теряться - подпишитесь прямо сейчас!

Чтобы получать новые практические материалы раз в неделю на вашу почту. Без спама и рекламы, только опыт и мысли практикующего специалиста по управлению проектами

А также
И не забудьте оставить комментарий :) мне важно ваше мнение!

Оставьте комментарий